Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Минимизация материала при отборе текстов по специальности для учебно-методических пособий по РКИ

Минимизация учебного материала

В процессе обучения РКИ инофоны осваивают различные способы речевого поведения в тех или иных ситуациях общения. Они овладевают необходимыми стратегиями чтения и работы с печатными текстами, учатся воспринимать на слух звучащую речь, строить диалогические и монологические высказывания на заданную и свободную тему. В конечном итоге это способствует развитию лингвистической компетенции, которая выступает в качестве базы для коммуникативно-речевых умений и навыков в определенной профессиональной сфере коммуникации. Однако учащиеся испытывают трудности в процессе обучения РКИ, что свидетельствует не только о разном уровне развития речевых способностей, но и о неоднородности процессов формирования лексико-грамматических умений и навыков. В связи с этим особую значимость приобретает минимизация и отбор учебного материала для нужд обучения.

Определение 1

Минимизация учебного материала представляет собой комплекс мер учебно-методического характера, которые направлены на отбор и систематизацию изучаемых лексико-грамматических сведений в соответствии с целями, содержанием и уровнем обучения РКИ.

Цели минимизации отбора материала заключаются в следующем:

  1. Создать необходимую учебно-дидактическую базу, используемую в процессе обучения.
  2. Облегчить процессы усвоения лексико-грамматических сведений.
  3. Определить конкретное содержание усваиваемого материла, а также планируемые результаты работы над темой.
  4. Прогнозировать трудоемкость темы и способы оптимизации учебного процесса.

Минимизация материала при отборе текстов по специальности для учебно-методических пособий по РКИ

Минимизация учебного материала охватывает все аспекты учебного процесса:

  1. Формирование теоретических представлений об изучаемом языковом феномене.
  2. Развитие практических умений и навыков.
  3. Контроль обученности, результатов освоения тем и разделов.
«Минимизация материала при отборе текстов по специальности для учебно-методических пособий по РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

На этапе выработки теоретических представлений необходимо определить основные дидактические единицы, которые будут подлежать минимизации:

  1. Речевые жанры повседневной коммуникации.
  2. Лексический минимум, содержащий совокупность лексических единиц, отражающих основное содержание темы.
  3. Грамматический минимум, включающий стандартный набор грамматических средств выражения коммуникативного значения изучаемых речевых жанров.
  4. Совокупность сопутствующих сведений, необходимых для успешного освоения темы.

Поскольку базовыми единицами коммуникации выступают тексты, в содержание образования они входят в качестве дидактических единиц, используемых для формирования различных навыков.

Существуют разные типы текстов, которые строятся и по модели клише, и по гибким, свободным моделям, не зависящим от узуса, то есть конкретной речевой ситуации. При работе с текстами у инофонов необходимо выработать четкое представление о визуальной текстовой модели, на основе которой строятся официально-деловые и научные тексты: доклады, сообщения, рефераты, научные исследовательские работы. Это способствует развитию навыков работы с текстовым материалом и усвоению основных единиц текста, необходимых для его функционирования и использования в речи.

Помимо языковых средств, закрепленных за каждым текстом определенной модели, учащийся овладевает и метаязыковыми единицами, относящимися к уровню логико-смысловой его организации (маркеры последовательности изложения событий, слова, акцентирующие внимание читателя на содержании сообщения).

Минимизация содержания текстов учебного пособия по РКИ касается поиска оптимальных узуальных моделей и их использования для развития коммуникативных навыков.

Стратегии минимизации учебного материала

При определении основных стратегий минимизации речевого и грамматического материала необходимо опираться на когнитивные стратегии коммуникативной деятельности, которые предполагают приобретения базовых умений ставить, а также решать различные проблемы общения.

Коммуникативные компетенции когнитивного характера касаются четырех уровней:

  1. Способности, связанные с номинацией предметов (начальный уровень).
  2. Навыки осмысления сущностных характеристик объектов (базовый уровень).
  3. Умения включать полученные знания в контекст ситуации общения.
  4. Способности к творческому осмыслению речевой деятельности.

Учитывая основные принципы когнитивных коммуникативных стратегий, необходимо опираться также на их значение для конкретной коммуникативной ситуации и системные свойства изучаемых языковых единиц.

Таким образом, минимизация материала при отборе языковых средств обучения РКИ способствует целенаправленному формированию лексико-грамматических навыков и облегчает процесс усвоения иностранного языка.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot