Минимизация учебного материала
В процессе обучения РКИ инофоны осваивают различные способы речевого поведения в тех или иных ситуациях общения. Они овладевают необходимыми стратегиями чтения и работы с печатными текстами, учатся воспринимать на слух звучащую речь, строить диалогические и монологические высказывания на заданную и свободную тему. В конечном итоге это способствует развитию лингвистической компетенции, которая выступает в качестве базы для коммуникативно-речевых умений и навыков в определенной профессиональной сфере коммуникации. Однако учащиеся испытывают трудности в процессе обучения РКИ, что свидетельствует не только о разном уровне развития речевых способностей, но и о неоднородности процессов формирования лексико-грамматических умений и навыков. В связи с этим особую значимость приобретает минимизация и отбор учебного материала для нужд обучения.
Минимизация учебного материала представляет собой комплекс мер учебно-методического характера, которые направлены на отбор и систематизацию изучаемых лексико-грамматических сведений в соответствии с целями, содержанием и уровнем обучения РКИ.
Цели минимизации отбора материала заключаются в следующем:
- Создать необходимую учебно-дидактическую базу, используемую в процессе обучения.
- Облегчить процессы усвоения лексико-грамматических сведений.
- Определить конкретное содержание усваиваемого материла, а также планируемые результаты работы над темой.
- Прогнозировать трудоемкость темы и способы оптимизации учебного процесса.
Минимизация материала при отборе текстов по специальности для учебно-методических пособий по РКИ
Минимизация учебного материала охватывает все аспекты учебного процесса:
- Формирование теоретических представлений об изучаемом языковом феномене.
- Развитие практических умений и навыков.
- Контроль обученности, результатов освоения тем и разделов.
На этапе выработки теоретических представлений необходимо определить основные дидактические единицы, которые будут подлежать минимизации:
- Речевые жанры повседневной коммуникации.
- Лексический минимум, содержащий совокупность лексических единиц, отражающих основное содержание темы.
- Грамматический минимум, включающий стандартный набор грамматических средств выражения коммуникативного значения изучаемых речевых жанров.
- Совокупность сопутствующих сведений, необходимых для успешного освоения темы.
Поскольку базовыми единицами коммуникации выступают тексты, в содержание образования они входят в качестве дидактических единиц, используемых для формирования различных навыков.
Существуют разные типы текстов, которые строятся и по модели клише, и по гибким, свободным моделям, не зависящим от узуса, то есть конкретной речевой ситуации. При работе с текстами у инофонов необходимо выработать четкое представление о визуальной текстовой модели, на основе которой строятся официально-деловые и научные тексты: доклады, сообщения, рефераты, научные исследовательские работы. Это способствует развитию навыков работы с текстовым материалом и усвоению основных единиц текста, необходимых для его функционирования и использования в речи.
Помимо языковых средств, закрепленных за каждым текстом определенной модели, учащийся овладевает и метаязыковыми единицами, относящимися к уровню логико-смысловой его организации (маркеры последовательности изложения событий, слова, акцентирующие внимание читателя на содержании сообщения).
Минимизация содержания текстов учебного пособия по РКИ касается поиска оптимальных узуальных моделей и их использования для развития коммуникативных навыков.
Стратегии минимизации учебного материала
При определении основных стратегий минимизации речевого и грамматического материала необходимо опираться на когнитивные стратегии коммуникативной деятельности, которые предполагают приобретения базовых умений ставить, а также решать различные проблемы общения.
Коммуникативные компетенции когнитивного характера касаются четырех уровней:
- Способности, связанные с номинацией предметов (начальный уровень).
- Навыки осмысления сущностных характеристик объектов (базовый уровень).
- Умения включать полученные знания в контекст ситуации общения.
- Способности к творческому осмыслению речевой деятельности.
Учитывая основные принципы когнитивных коммуникативных стратегий, необходимо опираться также на их значение для конкретной коммуникативной ситуации и системные свойства изучаемых языковых единиц.
Таким образом, минимизация материала при отборе языковых средств обучения РКИ способствует целенаправленному формированию лексико-грамматических навыков и облегчает процесс усвоения иностранного языка.