Сущность психолого-педагогического исследования
Психолого-педагогическое исследование – это тип познавательной деятельности, предполагающий формирование новых педагогических знаний, направленный на изучение закономерностей процессов обучения и воспитания с использованием методов и знаний психологии.
Как правило, психолого-педагогические исследования проводят внутри непосредственного процесса обучения и воспитания. Поэтому, такое исследование требует очень осторожного и взвешенного подхода к нововведениям. При этом первоочередным становится стремление оградить учащихся от неоправданных рисков.
Психолого-педагогическое исследование может состоять из следующих этапов:
- первоначальное определение проблемы и цели исследования;
- теоретический анализ имеющейся информации в современной теории и истории науки;
- экспериментальное исследование;
- выбор методов исследования;
- разработка научно-методических рекомендаций;
- проведение исследования и оформление результатов;
- использование результатов исследования в практической деятельности.
Специфика деятельностного подхода в психолого-педагогических исследованиях
Деятельностный подход – это тип организации учебного процесса, главное место в котором отведено активной и разносторонней, а также максимально самостоятельной деятельности учащихся.
Сущность деятельностного подхода в образовательной деятельности представлена анализом познавательных стремлений человека с точки зрения его внутренней активности. Именно психика отражает связь сознания индивида и принимаемой им информации.
Классики отечественной психологии заостряли свое внимание на связи сознания с интериоризуемой информацией. Например, Выготский Л.С. описывал связь обучения человека и его развития. Он считал, что при грамотной организации обучения, инициируется развитие человека. При этом педагог решал несколько важных задач.
- во-первых, задавал содержание обучения;
- во-вторых, инициировал познавательную активность, делая ее содержание актуальным для учеников.
Активизируют познавательную деятельность учебно-познавательные мотивы, которые связаны с содержанием обучения. Стоит сказать, что важнейшую задачу обучения Выготский видел в формировании таких мотивов, которые придают учебной деятельности смысл, характерный только данному учащемуся.
Эльконин Д.Б. понимал учебную деятельность в качестве деятельности, направленной на самоизменение ученика.
Иными словами, мотив – это первичная категория этапа целеполагания. Если в исследовании идет анализ эффективности определенных инноваций по реализации цели, то при отсутствии ссылок на мотивацию ученика, новшества считаются абсолютно эффективными и проявляют себя даже при отсутствии желания учиться.
Таким образом, деятельностный подход в педагогических исследованиях проявляется только при учете мотивации исследуемых учеников, а проверка поставленной гипотезы происходит на респондентах, которые замотивированы на учебную деятельность. Мотив и выступает как связь познавательной активности сознания индивида и той информацией, которую он воспринимает.
Если использовать только деятельностный подход, проверка гипотезы без учета мотивационной дифференцировки учеников не дает достоверных результатов. В данной ситуации должны быть использованы другие методы и подходы, в частности, системно-структурный анализ. Данный признак совсем не говорит о том, каким образом запускаются познавательные мотивы.
Общеизвестно, что развитие протекает нелинейно, в его процессе решающая роль отведена флуктуации, то есть отклонениям от нормы, а развивающий скачок находится в той точке развивающего пути, которую называют точкой бифуркации.
Другими словами, применительно к педагогике развитие протекает только в ситуации, когда познающий субъект имеет возможность выбирать. Мотивы также формируются в точках бифуркации. Задача педагога – создавать их. Для этого ученику задают задание из содержания образования в рассматриваемой предметной области, но при этом такое, чтобы перед познающим субъектом встала проблема его решения, чтобы у него возникли интеллектуальные затруднения, коллизии, которыми обеспечивается выбор пути решения. Эта задача очень трудная, практически неразрешимая, но при этом крайне важная для педагогики. В России она начала решаться только в первой половине прошлого века и получила актуальность в последнее десятилетие. В разных группах учащихся учебные мотивы могут формироваться на совершенно разной основе, но право выбора есть всегда и оно доминирует.
Выбор всегда присутствует в творчестве каждого человека. Актуальными выступают мотивы самосовершенствования, общения с ровесниками и пр. Если говорить о современном образовании и научных исследованиях данного процесса, то этот момент часто не принимают во внимание.
Например, в диссертационных исследованиях, данную проблему не формулируют в качестве противоречия, соответственно и исследование не выглядит мотивированным и актуальным. Иными словами, научное педагогическое исследование, которое проводится без обоснования его в рамках проблемы и без мотивационного обоснования организуемой в эксперименте познавательной деятельности выглядит незавершенным. Обычно, в нем формально исследуются только основные показатели учебной деятельности, без анализа таких важных деталей, как:
- учебные задачи, в ходе решения которых открываются и осваиваются наиболее общие способы решения относительно широкого круга вопросов в рассматриваемой научной области;
- учебные операции, являющиеся инструментом, благодаря которому учащийся может овладеть наиболее общими способами решения;
- контроль и оценка, направляемые не на полученные результаты, а на правильность и полноту выполнения операций, которые и составляют действие.