Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование у учащихся умений оказания первой медицинской помощи при ЧС

Принципы формирования умений у учащихся

Определение 1

Первая медицинская помощь - это комплекс первичных простейших медицинских мероприятий, направленных на восстановление либо поддержание жизнедеятельности пострадавшего которые должны быть оказаны ему на месте происшествия до приезда врачей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования важная роль отведена деятельностному компоненту содержания образования, ключевой элемент которого – умения. С учетом практико-ориентированного характера школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», проблема формирования у учеников умения обеспечивать безопасность жизнедеятельности, включая оказание первой помощи при неотложных состояниях, приобретает особую актуальность.

Теоретико-методологическая основа работы представлена психолого-педагогическими исследованиями, посвященными теории учебной деятельности; психологическими аспектами и педагогическими основами формирования умений у учеников; общетеоретическими вопросами содержания образования и возрастающей ролью умений в содержании образования.

При определении сущности умения оказывать первую помощь в ситуации неотложного состояния, в качестве деятельностного компонента содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, опираются на классическую трактовку данного понятия. В этом контексте рассматривают в качестве возможности выполнения действий, соответствующих целям и условиям, в которых человек должен научиться ориентироваться.

Развитие у учеников умения оказывать первую помощь при неотложных состояниях, основывается на следующих принципах:

  • превентивность, базирующаяся на опережающем характере образования, способствующем подготовке учеников к возможным жизненным ситуациям, которые требуют быстрой реакции при оказании первой помощи себе и другим людям;
  • фундаментальность – характеризуется опорой исключительно на научно-обоснованные медицинские теории оказания первой помощи;
  • алгоритмизация и технологичность – подразумевает процесс освоения четкой последовательности при освоении приемов оказания первой помощи при неотложных состояниях с многократным повторением, чтобы превратить в навык;
  • сотрудничество в обучении – учитывает специфику дидактических процессов освоения приемов оказания первой помощи при неотложных состояниях, когда учащиеся работают в парах или в малых группах, постоянно меняясь ролями медика и пострадавшего.
«Формирование у учащихся умений оказания первой медицинской помощи при ЧС» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методическая сущность развития умения оказывать первую помощь

С методической точки зрения освоение учениками умения оказывать первую помощь при неотложных состояниях в рамках предмета «ОБЖ» характеризует этапность. Формирование умений протекает посредством работы с разными видами перевязочных материалов, дезинфицирующих средств, манекенов и тренажеров. Определяя этапы формирования умений, базируются на общедидактическом подходе Е.Н. Кабановой-Меллер, которая выделила и обосновала несколько этапов формирования умений:

  • введение умения;
  • тренировочные упражнения;
  • систематизация и обобщение;
  • самостоятельное применение умения в жизни.

На первом этапе – введение умения – учитывают внешние и внутренние условия, которые связаны с формированием рассматриваемого умения. Основываясь на характере исследования, внешними условиями являются особенности содержания курса ОБЖ и методы обучения, а внутренние – связаны с имеющимся субъектным опытом учеников, их возрастными особенностями и индивидуальными различиями.

Данный этап начинается разъяснением ученикам значения, которое имеет умение и составляющих его приемов учебной работы, чтобы вызвать у детей познавательный интерес, сделать работу более целенаправленной. Позже начинают появляться опорные медицинские знания и умения учеников и идет создание ситуации уверенности для овладения приемом оказания первой помощи при неотложных состояниях. Следующий шаг – определение состава умения, оказание первой помощи. Дедуктивным путем учитель ознакомляет учеников с системой действий, обладающих четким алгоритмом.

Этап тренировочных упражнений – это усвоение и осознание умения и составляющих его приемов при выполнении системы заданий, соответствующих теме того или иного раздела. Данный этап предполагает тренировку на заданиях по образцу или в заданиях, требующих элементарного переноса, то есть изменения в действиях. Перенос помогает активизировать внимание учеников, так как каждое задание может содержать требования не механически применять умения, а перестраивать его, искать на его основании новую систему действий.

Этап систематизации и обобщения – реализуется при обобщающем повторении отдельных тем, в которых требуется применение определенных умений оказывать первую помощь при неотложных состояниях, а также всего курса ОБЖ в целом. Овладение данным приемом проверяют через задания, выполняемые по образцу, либо требующие перенести прием.

Процесс самостоятельного использования умений в дальнейшем изучении основ безопасности жизнедеятельности или основ медицинских знаний, предполагающих опору на полученные знания.

Иными словами, умение оказывать первую помощь при неотложных состояниях в современном мире – необходимое умение, базовые знания, которые должны быть у каждого человека.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot