Этапы развития педагогической науки
Педагогика – это самостоятельная наука, занимающаяся изучением вопросов воспитания, обучения и развития человека.
Педагогическая наука прошла три этапа развития:
- Первый этап – характеризуется накоплением необходимых теоретических знаний и опыта практической деятельности. Научные знания, в области педагогики расширялись и пополнялись за счет новых фактов и открытий. На данном этапе еще не была определена структура педагогической науки, не разработана ее методология и не выявлены ключевые связи между установленными фактами. В связи с чем, научные знания, накопленные к концу этого этапа стали громоздкими и неудобными для применения на практике. Довольно часто достоверные сведения соседствовали с ошибочными.
- Второй этап – выявление закономерностей, формулировка общих принципов, законов, разработка научной методологической основы. Формулировка общих понятий и законов, сделало применение научных знаний на практике более удобным и многократно увеличило результативность их применения.
- Третий этап – выделение внутри науки различных научных отраслей, их слияние между собой и иными смежными отраслями других наук, выделение самостоятельных наук. На данном этапе произошло накопление такого массива педагогических знаний, которые уже не могли уместиться в рамки одной науки, в связи с чем происходят процессы деления и выделения.
Современная педагогическая наука находится на третьем этапе своего развития. В настоящее время она фактически представляет собой совокупность разнообразных педагогических наук, объединенных в систему и имеющих общий предмет исследования.
Структура педагогической науки
В структуру педагогических наук входят следующие науки.
Общая педагогика – это наука, занимающаяся исследованием основных закономерностей педагогического процесса, представляет собой основу для разработки всех отраслей педагогического знания и педагогических наук.
В структуру общей педагогики включены:
- общие закономерности педагогической науки – представлены общими закономерностями педагогического процесса, базовыми педагогическими теориями, методологией педагогического исследования и деятельности;
- теория (дидактика) обучения;
- теория воспитания;
- школоведение – включает в себя теорию управления педагогическим коллективом, школой и т.д.
История педагогики – это наука, занимающаяся изучением развития педагогических теорий, систем и идей образования.
Философия образования – это наука, занимающаяся исследованием значимости различных философских концепций в понимании сущности педагогической науки и процесса, идеологии процесса обучения, а также осуществление анализа основных подходов к постановке ведущих целей воспитания, обучения и развития и путей их эффективной реализации.
Возрастная педагогика – это наука, которая занимается изучением особенностей развития человека на различных возрастных этапах.
Возрастная педагогика включает в себя следующие научные педагогические отрасли:
- Преддшкольная педагогика – исследует процессы развития детей до момента их поступления в школу.
- Дошкольная педагогика – занимается исследованием процессов воспитания, обучения и развития детей от рождения до поступления в школу (до 6-ти – 7-ми лет).
- Школьная педагогика – занимается изучение вопросов воспитания и обучения детей школьного возраста (от 6-ти до 18-ти лет).
- Андрогогика – наука, занимающаяся рассмотрение вопросов обучения взрослых людей.
- Геронтогогика – это наука, занимающаяся исследованием вопросов обучения пожилых людей.
В настоящее время геронтогогика становится очень востребованной наукой, так как все больше людей в пожилом возрасте изъявляют желание пойти получить образование или повысить собственную квалификацию.
Профессиональная педагогика – это наука, занимающаяся исследование проблем профессионального образования.
В зависимости от основания, профессиональная педагогика подразделяется на уровни:
- Уровни, в зависимости от ступени профессионального образования – педагогика начального и среднего профессионального образования, высшей школы, педагогика труда.
- Уровни, в зависимости от отрасли подготовки специалистов – представлено отраслевой педагогикой, включающей в себя военную, спортивную, инженерную и другие педагогики.
Социальная педагогика – это наука, занимающая проблемами влияние социума на формирование и развитие личности.
К отраслям социальной педагогики относятся:
- Семейная педагогика – занимается изучением вопросов семейного воспитания.
- Педагогика трудового коллектива – исследует вопросы воспитания и развития личности в рамках трудового коллектива.
- Исправительная (пенитенциарная) педагогика – исследует вопросы воспитания и воспитательного исправления лиц, которые нарушили закон и были помещены в исправительные учреждения.
Коррекционная педагогика – это наука, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения детей, имеющих различные виды и типы физических и психических отклонений.
Коррекционная педагогика имеет несколько отраслей, каждая из которых занимается изучение воспитания, обучения и развития детей, имеющих конкретные отклонения в развитии (дефектология, логопедия, сурдопедагогика и т.д.).
Итак, современная педагогика имеет разветвлённую структуру, обусловленную большим объёмом накопленных знаний и разнообразием связей с различными науками, с потребностями человека и общества.