Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Что входит в структуру педагогических наук

Этапы развития педагогической науки

Определение 1

Педагогика – это самостоятельная наука, занимающаяся изучением вопросов воспитания, обучения и развития человека.

Педагогическая наука прошла три этапа развития:

  • Первый этап – характеризуется накоплением необходимых теоретических знаний и опыта практической деятельности. Научные знания, в области педагогики расширялись и пополнялись за счет новых фактов и открытий. На данном этапе еще не была определена структура педагогической науки, не разработана ее методология и не выявлены ключевые связи между установленными фактами. В связи с чем, научные знания, накопленные к концу этого этапа стали громоздкими и неудобными для применения на практике. Довольно часто достоверные сведения соседствовали с ошибочными.
  • Второй этап – выявление закономерностей, формулировка общих принципов, законов, разработка научной методологической основы. Формулировка общих понятий и законов, сделало применение научных знаний на практике более удобным и многократно увеличило результативность их применения.
  • Третий этап – выделение внутри науки различных научных отраслей, их слияние между собой и иными смежными отраслями других наук, выделение самостоятельных наук. На данном этапе произошло накопление такого массива педагогических знаний, которые уже не могли уместиться в рамки одной науки, в связи с чем происходят процессы деления и выделения.
Замечание 1

Современная педагогическая наука находится на третьем этапе своего развития. В настоящее время она фактически представляет собой совокупность разнообразных педагогических наук, объединенных в систему и имеющих общий предмет исследования.

Структура педагогической науки

В структуру педагогических наук входят следующие науки.

Общая педагогика – это наука, занимающаяся исследованием основных закономерностей педагогического процесса, представляет собой основу для разработки всех отраслей педагогического знания и педагогических наук.

В структуру общей педагогики включены:

  • общие закономерности педагогической науки – представлены общими закономерностями педагогического процесса, базовыми педагогическими теориями, методологией педагогического исследования и деятельности;
  • теория (дидактика) обучения;
  • теория воспитания;
  • школоведение – включает в себя теорию управления педагогическим коллективом, школой и т.д.
«Что входит в структуру педагогических наук» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

История педагогики – это наука, занимающаяся изучением развития педагогических теорий, систем и идей образования.

Философия образования – это наука, занимающаяся исследованием значимости различных философских концепций в понимании сущности педагогической науки и процесса, идеологии процесса обучения, а также осуществление анализа основных подходов к постановке ведущих целей воспитания, обучения и развития и путей их эффективной реализации.

Возрастная педагогика – это наука, которая занимается изучением особенностей развития человека на различных возрастных этапах.

Возрастная педагогика включает в себя следующие научные педагогические отрасли:

  1. Преддшкольная педагогика – исследует процессы развития детей до момента их поступления в школу.
  2. Дошкольная педагогика – занимается исследованием процессов воспитания, обучения и развития детей от рождения до поступления в школу (до 6-ти – 7-ми лет).
  3. Школьная педагогика – занимается изучение вопросов воспитания и обучения детей школьного возраста (от 6-ти до 18-ти лет).
  4. Андрогогика – наука, занимающаяся рассмотрение вопросов обучения взрослых людей.
  5. Геронтогогика – это наука, занимающаяся исследованием вопросов обучения пожилых людей.

В настоящее время геронтогогика становится очень востребованной наукой, так как все больше людей в пожилом возрасте изъявляют желание пойти получить образование или повысить собственную квалификацию.

Профессиональная педагогика – это наука, занимающаяся исследование проблем профессионального образования.

В зависимости от основания, профессиональная педагогика подразделяется на уровни:

  1. Уровни, в зависимости от ступени профессионального образования – педагогика начального и среднего профессионального образования, высшей школы, педагогика труда.
  2. Уровни, в зависимости от отрасли подготовки специалистов – представлено отраслевой педагогикой, включающей в себя военную, спортивную, инженерную и другие педагогики.

Социальная педагогика – это наука, занимающая проблемами влияние социума на формирование и развитие личности.

К отраслям социальной педагогики относятся:

  1. Семейная педагогика – занимается изучением вопросов семейного воспитания.
  2. Педагогика трудового коллектива – исследует вопросы воспитания и развития личности в рамках трудового коллектива.
  3. Исправительная (пенитенциарная) педагогика – исследует вопросы воспитания и воспитательного исправления лиц, которые нарушили закон и были помещены в исправительные учреждения.

Коррекционная педагогика – это наука, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения детей, имеющих различные виды и типы физических и психических отклонений.

Коррекционная педагогика имеет несколько отраслей, каждая из которых занимается изучение воспитания, обучения и развития детей, имеющих конкретные отклонения в развитии (дефектология, логопедия, сурдопедагогика и т.д.).

Итак, современная педагогика имеет разветвлённую структуру, обусловленную большим объёмом накопленных знаний и разнообразием связей с различными науками, с потребностями человека и общества.

Дата последнего обновления статьи: 21.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot