Система образования России – это совокупность государственных образовательных стандартов и образовательных программ различной направленности и уровня.
Система образования России представлена сетью образовательных учреждений, органов управления образовании и подведомственных им учреждений (организаций).
Понятие «образовательная система»
Требования современного общества к системе образования – это подготовка всесторонне образованной личности. Ответственность за данную подготовку возлагается на специально созданный социальный институт, имеющий организованную систему социальных норм и связей, соответствующих главным потребностям социума.
В настоящее время в педагогическом процессе система образования занимает одно из ведущих мест. Это связано с тем, что данная система способствует не просто передаче знаний об окружающем мире, но и оказывает влияние на формирование и развитие личности каждого человека.
Основной целью системы образования России является регулирование и направление деятельности субъектов образовательного процесса.
Задачи образовательной системы:
- Формирование свойств и качеств личности, необходимых для полноценного существования в социуме.
- Передача знаний и опыта.
- Формирование практических навыков, необходимых для применения в повседневной жизни.
Таким образом, образовательная система в рамках современного педагогического процесса занимает ведущее место и оказывает влияние на методические принципы организации системы образования. Для полноценной реализации и функционирования педагогического процесса, образовательная система представляет собой ряд институтов, которые действуют обособленно друг от друга, но при этом соблюдается принцип преемственности между ними всеми. В систему институтов входят: дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, учреждения профессионально-технического, высшего и послевузовского образования, а также учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров.
Структура образовательной системы России
Структура образовательной системы России представлена следующими типами образовательных учреждений.
Детские дошкольные образовательные учреждения (ДОО) – детские ясли, детские сады, центры детского развития, детские клубы и т.д.
Основная цель: воспитание и обучение детей дошкольного возраста, подготовка к школе.
Данные образовательные учреждения изначально были созданы для оказания помощи матерям по присмотру за детьми. С течением времени их назначение менялось – воспитание детей, развитие личности и обучение, сохранение и укрепление здоровья детей и т.д. На данный момент, согласно ФГОС цель ДОО – это полноценная подготовка ребенка к школьному обучению.
Все дошкольные учреждения создаются в помощь семье по воспитанию ребенка, развитию его индивидуальных способностей и возможностей, коррекции недостатков, укреплению здоровья и общему развитию личности каждого ребенка.
Общеобразовательные учреждения – школы, лицеи, гимназии и т.д. В отличие от дошкольных учреждений имеют три взаимосвязанные ступени:
1 ступень – начальная школа.
Основная цель начальной школы – это комплексное развитие детей младшего школьного возраста, формирование у них целостной картины мира, мотивации на получение новых знаний, а также навыков к обучению.
Все учебные предметы в начальной школе направлены на создание фундамента последующего обучения, то есть они закладывают у ребенка его первоначальные представления о природе, человеке, обществе и т.д.
2 ступень – средние классы (неполная средняя школа).
Основная цель – заложить необходимые основы общеобразовательной подготовки, которая нужна для вхождения и последующего полноценного существования в социуме. Данная ступень образования является обязательной. По окончанию неполной средней школы выпускники имеют возможность продолжить обучение далее на следующей школьной ступени, либо пойти учиться в профессиональные учебные заведения.
3 ступень – старшие классы (полная средняя школа).
Цель – формирование у учащихся способности к самоорганизации и самообразованию.
Данная ступень завершает школьное обучение. В некоторых школах старшие классы дифференцируют в зависимости от профиля обучения (гуманитарное, экономическое, физико-математическое и т.п.).
В систему общеобразовательных учреждений входят специальные образовательные учреждения для детей имеющих различные отклонения в развитии. Данные учреждения представлены коррекционными школами, в которые дети поступают по решению медико-психолого-педагогической комиссии. В коррекционных учреждениях детям обеспечивают лечение, обучение, питание, коррекционные занятия и занятия, направленные на социальную адаптацию в обществе.
Профессиональные образовательные учреждения – колледжи, техникумы, ПТУ, ВУЗы и т.д.
Цель – реализация образовательных программ среднего и высшего профессионального образования.
Данная ступень представлена следующими учебными заведениями:
- Средние учебные заведения (ЗУС) – техникумы, колледжи, училища. Осуществляют подготовку специалистов среднего звена. Принимают учащихся с неполным и полным средним образованием.
- Высшие учебные заведения (ВУЗ) – университеты, академии, институты и т.д. Основная цель данного образования – это подготовка и переподготовка специалистов, удовлетворение потребностей общества в специалистах высшего звена. Поступить в ВУЗы можно только на базе полного среднего образования или среднего профессионального образования.
- Послевузовское профессиональное образование – магистратура, аспирантура, докторантура и т.д. Цель - повышение полученного высшего образования, а также приобретение навыков исследовательской деятельности.
- Учреждения дополнительного образования – музыкальные и художественные школы, дома творчества, курсы повышения квалификации и т.д. Основная задача – это удовлетворение потребностей людей и организаций по получению всестороннего образования и расширения кругозора.
- Учреждения для детей сирот – детские дома. Основная цель – это воспитание и обучение детей оставшихся без попечения родителей в силу различных обстоятельств (лишение родительских прав, смерть родителей и т.д.)
Реализация функций системы образования в реальной жизни происходит в процессе приобретения знаний и социального опыта, накопленного в обществе, подрастающим поколением. Этот процесс и его результат являются частью системы образования России и обеспечены методическими принципами и приемами педагогической системы.