Характеристика мировых образовательных систем
Мировые образовательные системы представлены совокупностью национальных образовательных систем разного уровня и типа. Каждая из образовательных систем имеет свои характерные отличительные черты, обусловленные культурными традициями, историей народа, поставленными целями и задачами и т.д. Именно поэтому следует рассматривать международные образовательные системы как единое пространство, направленное на сохранение индивидуальностей национальных систем в мире технологий и прогресса.
В международных образовательных системах выделяют следующие глобальные тенденции:
- Стремление к созданию демократической системы образования, которая предоставляет гарантированную возможность получения образования всему населению страны, на всех ступенях и уровнях.
- Обеспечение права на получение образования всем людям, вне зависимости от расы, пола, возраста и т.д., в любом понравившемся учебном заведении.
- Влияние социально-экономических факторов на систему образования, то есть изменения исходя из потребностей общества, инновационных технологий и т.д.
- Расширение количества образовательных организаций с целью удовлетворения потребности населения в получении образования. В следствии чего, происходит разрастание рынка образовательных услуг.
- Усовершенствование системы управления образовательными организациями, предоставление им больших возможностей при разработке учебных программ, используемых методов и средств, педагогических технологий и т.д.
- Повышение значимости высшего образования, как одного из ведущих принципов жизнедеятельности населения развитых стран.
- Осуществление работы над совершенствованием учебных и коррекционных программ на всех уровнях и ступенях образования.
- Приоритет личности и способностей каждого ребенка, без включения его в установленные рамки и шаблоны.
- Повышение финансирования образовательных систем со стороны государства, с целью их совершенствования и повышения качества оказываемых услуг.
- Поиск дополнительных ресурсов для воспитания и обучения детей, имеющих различные отклонения в психическом и физическом развитии.
- Мировые образовательные системы являются полиструктурными, так как для них характерным является организационная и пространственная структуры.
Международные образовательные проекты и модели
К международным образовательным проектам относятся:
- ЭРАЗМУС – обеспечение мобильности студентов Европейского Совета
- ЛИНГВА – повышение качества эффективности изучения иностранных языков, начиная с младшего школьного возраста
- ЭВРИКА – осуществление координации учебных и научных исследований учащимися России с учащимися стран Восточной Европы
- ЭСПРИТ – проект, направленный на объединение усилий ведущих европейских ВУЗов, НИИ и т.д.
- ЕИПДАС – программа, осуществляющая планирование и управление системой образования в арабских странах
- ИРИС – система, направленная на расширение возможностей получения профессионального образования женщинами
- ТЕМПУС – общеевропейская программа, целью которой является развитие мобильности университетского образования
Таким образом, в рамках международных образовательных систем появляются различные образовательные проекты, участие в которых стараются принять ведущие зарубежные университеты. Данные проекты способствуют развитию поликультурности мировой системы образования.
На сегодняшний день в международном образовательном пространстве сформировались следующие ведущие международные образовательные модели:
- Американская модель
- Французская модель
- Немецкая модель
- Английская модель
- Российская модель
Для решения проблем, стоящих перед международными образовательными системами, важное значение имеет разработка крупных международных проектов и программ, а также развитие и совершенствование существующих моделей образования.
Тенденции развития международных образовательных систем
Для международных образовательных систем характерные следующие тенденции развития:
- Переход ведущих государств от элитного образования к высококачественному и общедоступному.
- Углубление и расширение международного сотрудничества в области образования. Создание единого образовательного государства, в рамках которого будут созданы единые стандарты образования, а документы об образовании будут признаваться на территории всего образовательного пространства. Активность участия страны зависит от ее потенциала и возможностей.
- Гуманизация международных образовательных систем. Достигается за счет введения дополнительных дисциплин, таких как экология, культурология, психология и т.д.
- Внедрение инноваций в систему образования, при сохранении индивидуальности и уникальности каждой системы образования, учета национальных традиций и особенностей.
Большое значение в регулировании процесса развития международных образовательных систем является деятельность ЮНЕСКО. Данная организация разрабатывает нормативы, которые обязательны для всех участников международного образовательного пространства. Нормотворческая деятельность ЮНЕСКО ориентирована на:
- создание оптимальных условий для эффективного сотрудничества между государствами;
- уважительное отношение к закону и правами человека;
- вовлечение как можно большего числа стран в международное образовательное пространство;
- изучение состояния образовательных систем отдельных стран и государств, выявление эффективных методов и средств их развития;
- пропаганда принятых конвенций и рекомендаций;
- привлечение как можно числа участников в проекты, программы и т.д.
- сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каждый год.