Портфолио учителя – это один из способов фиксирования и накопления материалов, которые демонстрируют уровень профессионализма педагога и его умение решать задачи своей профессиональной деятельности.
Портфолио педагога демонстрирует степень его профессиональной подготовленности, а также уровень активности в учебных и внеучебных типах деятельности.
Электронное портфолио учителя – это веб-ресурс, то есть сайт, отражающий индивидуальность и профессиональные достижения его владельца.
Цель создания портфолио
Учитель должен обладать некоторым досье своих успехов, которое содержало бы все интересное и достойное из всего того, то произошло в его жизни. Такое досье может быть представлено сайтом или портфолио.
Главное назначение портфолио – оценить свою профессиональную компетентность посредством демонстрации наиболее значимых результатов своей практической деятельности (проекты, которые были реализованы, организованные олимпиады и конкурсы, проведенные исследования).
Портфолио помогает в анализе, обобщении и систематизации результатов собственной работы, в объективной оценке собственных возможностей и планировании действий, направленных на преодоление трудностей и достижение более высокого профессионального результата.
Еще одно важное предназначение портфолио – альтернативная форма оценивания профессионализма и результативности деятельности учителя во время экспертизы его соответствия заявленной квалификационной категории.
Виды портфолио учителя
Современные учителя настолько активно используют все возможности профессионального роста, что собрать в одном месте все результаты учебной и внеурочной деятельности в один документ невозможно. В таком случае требуется создание электронного портфолио, в котором будет объединен весь набор работ педагога и представлены все аспекты его деятельности.
Выделяют несколько видов портфолио:
- портфолио достижений, в котором акцент ставится на документах, подтверждающих успех педагогической деятельности;
- портфолио презентационное – требуется в случае поступления на новое место работы, особенно если зарплату назначают на основании итогов собеседования;
- портфолио тематическое – акценты в нем сделаны на тематически обособленные творческие работы в разных областях деятельности;
- портфолио комплексное – объединяет в себе все названные выше типы портфолио и пригодно для различных целей.
Структура портфолио учителя
Общие сведения об учителе:
- Фамилия, имя и отчество должны быть ярко и четко обозначены, чтобы запомнились с первых секунд просмотра портфолио.
- Образование – предполагает указание основной специальности и квалификации в соответствии с полученным дипломом. Если дипломов несколько, их все нужно перечислить именно в данном разделе.
- Трудовой и педагогический стаж работы – отражает положение педагога на карьерной лестнице. Данный раздел должен содержать все учебные заведения, в которых работал педагог.
- Повышение квалификации – содержит перечисление всех пройденных курсов, семинаров в которых участвовал педагог или проявил себя. Если учитель был организатором какого-либо конкурса – это тоже следует указать.
- Награды, грамоты, благодарственные письма – данный раздел свидетельствует об индивидуальном развитии педагога. Награды, грамоты и благодарственные письма следует располагать в порядке значимости.
- Копии документов – данный раздел имеет большое значение в бумажном портфолио. Нужно распечатать копии документов, которые могут подтвердить наличие дипломов, ученой степени, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем. В электронном портфолио можно разместить просто сканированные документы в отдельном разделе на сайте с описанием дипломов.
Результаты педагогической деятельности:
- материалы, которые демонстрируют результаты освоения учениками образовательной программы и сформированность у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету.
- сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольной среды и участия его воспитанников в школьных и региональных олимпиадах и конкурсах;
- результаты промежуточной и итоговой аттестации учеников;
- сведения о наличии медалистов;
- информация о поступлении выпускников в вузы и пр.
Материалы из данного раздела должны предоставлять информацию, касающуюся динамики результатов педагогической деятельности аттестуемого педагога.
Научно-методическая деятельность:
- обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
- выбор аттестуемым используемой образовательной технологии;
- применение аттестуемым в практике определенных методов педагогической диагностики, чтобы оценить образовательный результат;
- использование ИКТ в образовании, технологий обучения детей с проблемами развития и пр.;
- работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, вузами и прочими учреждениями;
- участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
- организация и проведение семинаров и мастер-классов;
- авторские программы.
Внеурочная деятельность по предмету:
- перечень творческих работ, проектов и учебно-исследовательских работ, которые выполняли учащиеся по предмету;
- перечень победителей олимпиад и конкурсов, интеллектуальных марафонов и пр.;
- сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеозаписи, сделанные на этих мероприятиях;
- программы работы кружков и факультативов.
Учебно-материальная база:
- выписка из паспорта учебного кабинета;
- перечень наглядных пособий;
- технические средства обучения;
- компьютерные средства обучения (при их наличии) – электронные доски, мультимедийный учебник и пр.;
- аудио- и видеопособия;
- дидактические материалы, сборники задач и упражнений;
- измерители качества обучения учащихся.