Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Цели и задачи урока

Определение 1

Цель урока – это то, к чему стремится педагог во время урока, то, что им намечено, те намерения, которые необходимо осуществить.

Определение 2

Задача урока – это то, что необходимо выполнить или осуществить для достижения поставленной цели.

Виды целей урока

Большое значение в организации урока имеет грамотная постановка цели и задач, направленных на формирование у учащихся интереса к изучаемому предмету и активизации из внимания.

Замечание 1

Цель урока – это понятийная или образная модель того результата, который должен быть получен в ходе учебной деятельности учащегося и под воздействием дидактической деятельности педагога.

То есть, цель является тем конечным желаемым результатом, который необходимо получить в конкретный промежуток времени.

Цель может быть поставлена на конкретный урок, а может на серию уроков из определенного раздела, в зависимости от изучаемого объема учебного материала и сложности поставленной проблемы.

Для достижения поставленной цели, в соответствии с методикой обучения, ее принято дробить на составные части (подцели и задачи), решение которых осуществляется постепенно в ходе урока.

В массовой педагогической практике принято использовать трехцелевые уроки:

  1. Воспитательные цели – направлены на формирование личностных качеств учащихся, которые развиваются в процессе урока (усидчивость, аккуратность и т.д.).
  2. Обучающие цели – направлены на освоение конкретного учебного материала (изучение правил грамматики, сложения, быстрого чтения и т.д.).
  3. Развивающие цели – заключаются в формировании и развитии психических свойств человека, чаще всего познавательных (внимательность, наблюдательность и т.д.).
«Цели и задачи урока» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Данные три цели принято считать как одну, именуют ее – «триединая цель».

Довольно часто педагогу не хватает данного перечня целей, чтобы максимально охватить все возможности урока. В этом случае некоторые педагоги в качестве целей рассматривают определенные качественные характеристики образовательной деятельности учащихся и дидактическую деятельность самого педагога.

В том случае, если педагогом ставится одновременно несколько целей, то педагог их видит единым блоком, во взаимосвязи и дополнении друг друга. Количество ведущих целей во многом зависит от профессионализма педагога.

Разбивка цели на части – задачи, требует от педагога знания ее структуры. В структуру цели входит объект, предмет и действие цели.

Объект – это учащийся, его возрастные и индивидуальные особенности, позиция в классе, уровень развития и т.д.

Предмет – это то, что педагог хочет преобразовать в процессе урока, достичь какого-то конкретного результата.

Действие цели – это мера преобразования предмета по отношению к объекту.

При выделении из цели задач урока важно помнить, что в совокупности они должны соответствовать цели, а решение каждой из них является ступенью в ее достижении.

Алгоритм постановки цели урока

К постановке целей урока предъявляется ряд требований:

  1. Цель не должна быть слишком объемной, так как процесс ее достижения ограничивается временными рамками урока.
  2. Цель соответствует подготовленности и возможностям учащихся.
  3. Цель соответствует возможностям педагога.
  4. Цель должна быть обоснована исходя из следующих точек зрения:

необходимость осуществления подготовки учащихся к усвоению учебного материала на следующих уроках; достижение текущих и конечных результатов обучения; конкретизация поставленной цели, в ней педагог и учащиеся должны «видеть» ожидаемый конечный результат урока.

Для постановки целей урока целесообразно использовать следующий алгоритм:

Выявление исходного уровня знаний учащихся. Определение «пробелов» в образовании, недостаточность знаний необходимых для последующего усвоения учебного материала. Осуществление оценки возможностей педагога и учащихся. Определение того объема учебного материала, которое может быть успешно усвоено учащимися за время урока. Точная формулировка целей урока и учебных задач, того к чему будут стремиться учащиеся в процессе урока.

Выделяют три основные способа постановки целей урока:

  • Через содержание учебного материала.
  • Через действия педагога, осуществляемые во время урока.
  • Через действия учащихся, осуществляемые во время урока.

Виды и порядок постановки задач урока

Определение 3

Задачи урока – это совокупность последовательных действий, выполнение которых продвигает учащегося к достижению поставленной цели урока.

Исходя из определения и сущности задач урока, они планируются как глаголы. По своему содержанию задачи должны быть точные, конкретные, ориентированные на определенный результат, достижение которого возможно за отведенное урочное время.

Выделяют следующие виды задач урока:

  1. Образовательные задачи урока – направлены на обеспечение в процессе урока повторения, усвоения и закрепления основных понятий, теорий, законов и научных фактов, формирование и закрепление специальных умений по конкретному учебному предмету, общенаучных умений и навыков. То есть образовательные задачи предусматривают усвоение учащимися необходимых знаний и умений, достижение определенного уровня владения учебной информацией.
  2. Воспитательные задачи урока – предусматривают формирование основных мировоззрений в соответствии с содержание урока, оказание содействия трудового, эстетического и физического воспитания учащихся их профориентации, формирование общепринятой в обществе модели поведения, усвоение норм морали.
  3. Развивающие задачи урока – направлены на развитие у учащихся умения выделять в изучаемом учебном материале важное и основное, сравнивать, обобщать, логически мыслить и правильно излагать свои мысли. Развивающие задачи предусматривают развитие у учащихся таких качеств как самостоятельность, эмоциональность, познавательный интерес и активность.
Дата последнего обновления статьи: 23.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot