Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Урок как основная форма организации обучения в современной школе. Требования к современному уроку

Современный урок как целостная система

Определение 1

Урок – это систематически используемый тип организации деятельности постоянного состава учителей и учеников в определенный отрезок времени, который применяется с целью решить задачи обучения, воспитания и развития учеников.

Урок представляет собой форму организации обучения группы учеников одного возраста, постоянного состава, по устоявшемуся расписанию и с единой для всех программой обучения. В уроке представлены все компоненты учебно-воспитательной деятельности:

  • цель;
  • содержание;
  • средства;
  • методы;
  • деятельность, направленную на организацию и управление, а также все его дидактические элементы.

Сущность и назначение урока в процессе обучения в качестве целостного динамического процесса сводится к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя с учениками, в результате которого учащиеся усваивают знания, умения и навыки, развивают способности, опыт деятельности и общения, а также совершенствуется педагогическое мастерство педагога.

Таким образом, урок выступает, с одной стороны, формой обучения в целом, а с другой, в качестве формы организации обучения, предопределяемой основным перечнем требований к организационному построению урока учителем, что вытекает из закономерностей и принципов обучения.

В современной школе цель урока должна быть конкретной, содержащей указание средств по ее достижению и возможности ее перевода в конкретные дидактические задачи.

Дидактические задачи урока реализуют в реальной педагогической действительности посредством учебных задач, то есть задач для учащихся. Такими задачами отражается учебная деятельности учеников в конкретных учебных ситуациях.

Во всех известных определениях понятия «урок» содержится три основных аспекта этого термина:

  • первый – это система обучения, воспитания и развития учеников посредством специально организованной формы взаимодействия учителей с учениками;
  • второй – это система влияния на учеников, которая ограничена конкретным набором показателей: организационными, смысловыми и временными;
  • третий – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного усвоения знаний.
«Урок как основная форма организации обучения в современной школе. Требования к современному уроку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Иными словами, урок – многогранен, динамичен, многоплановый и конкретизированный, специально организуемый и логически завершаемый. На каждом уроке и на каждом его этапе решаются конкретные задачи, раскрываются отдельные темы программы, определяются необходимые формы учебно-познавательной деятельности.

Основные задачи урока

Каждый школьный урок предполагает решение трех основных задач: дидактической, то есть общеобразовательной, воспитательной и коррекционной.

Общеобразовательная задача включает следующие шаги:

  • четко определить дидактическую цель;
  • наполнить урок содержанием, учитывая требования учебных программ, личностные возможности детей;
  • сочетать разнообразные методы обучения;
  • включать каждого ребенка в интеллектуально-познавательную деятельность в соответствии с его возможностями.

Общеобразовательную задачу определяет конкретность, решаемость и соответствие возможностям учащихся.

Воспитательная задача предполагает:

  • сформировать у учеников потребность овладевать знаниями;
  • воспитать у учеников сознательное отношение к учебному процессу;
  • использовать воспитательные возможности урока и его учебный материал;
  • формировать такие личностные качества, как усидчивость, ответственность, аккуратность, работоспособность, честность и пр.;
  • обеспечивать оперативную и обратную связь, которая помогает устанавливать контроль за учебной деятельностью.

Развивающая задача урока предполагает:

  • комплексно воздействовать на учеников, чтобы развивать их мышление, речь, память, восприятие и внимание;
  • формировать и развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности;
  • изучать зоны актуального развития, проектировать зону ближайшего развития;
  • осуществлять индивидуальный и дифференцированных подход к ученикам.

Подготовка учителя к проведению урока

Проведение каждого урока – творческий труд, успех которого обусловлен тщательной подготовкой. Для этого ставятся цели урока, отбирается учебный материал, определяются методы, тип и структура урока, подготавливаются наглядные пособия и составляется конспект урока.

Подготовка к уроку включает следующие этапы:

  • определить место данного урока в целостной системе уроков курса и темы, учитывая программу, перспективный и тематический план;
  • обстоятельно ознакомиться с объемом и содержанием информации в учебнике, соотнести ее с обязательным минимумом и требованиями, которые выдвинуты перед школой по конкретному курсу предмета;
  • выбрать тип урока, отразить его структуру, выделить главную дидактическую задачу, отобрать материал из большого объема научной информации и определить вопросы воспитания и развития учеников;
  • изучить методическую литературу по теме урока и творчески переосмыслить прочитанное;
  • подобрать или разработать дидактический материал, наглядные пособия, тесты, задания, литературу для внеклассного чтения;
  • отобрать нужные объекты, составить инструкции по выполнению самостоятельных, лабораторных или практических работ;
  • указать фамилии учеников, которые будут вызваны к доске;
  • определить ход урока и времени, отводящегося на каждую его часть;
  • составить план или конспект урока.

Учитель при подготовке к уроку предусматривает все возможные отклонения от намеченного плана, на основании конкретной обстановки его проведения. Например, если на предшествующем уроке какой-то материал не был полностью усвоен, и учитель вынужден его повторно объяснять, сокращается время, отведенное на другие этапы урока. Или напротив, учащимися материал усваивается быстрее, чем предполагал учитель, в связи с чем обязательно должен быть некоторый объем дополнительной информации.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot