Стратегические цели образования
Образование – это целенаправленный процесс по воспитанию, обучению и развитию подрастающего поколения, реализуемый в интересах отдельной личности и общества.
Образование развивается в соответствии с тенденциями этапа общественного развития. Это обуславливает различия в стратегических и тактических целях образовательной политики на конкретном этапе социально-экономического развития общества.
Цель образования – это результаты, которых требуется достичь в ходе реализации образовательной деятельности в течение определенного периода.
Цели современного образования отражаются в стратегии образовательной деятельности.
Современная политика в сфере образования выдвигает следующие стратегические цели образования:
- Повышение доступности образования.
- Достижение высокого качества образовательной деятельности.
- Соответствие образовательных программ и итогов образовательной деятельности требованиям современного инновационного развития экономики и социальной сферы, а также общественным потребностям граждан.
- Обновление содержания, методов и форм, технологий и средств реализации образовательной деятельности.
- Переход образовательных услуг в новое качественное состояние.
Реализация данных стратегических целей осуществляется на основе федеральных стандартов организации и ведения образовательной деятельности на разных уровнях и этапах – ФГОС. Они устанавливают требования к итогам образовательной деятельности и формируют портрет учащегося и выпускника, устанавливают перечень компетентностей, которыми должны владеть учащиеся по завершению обучения на дошкольном, начальном школьном, среднем и старшем школьном обучении. Кроме того, ФГОС устанавливают ответственных за достижение конкретных результатов образовательной деятельности и утверждают вариативность образовательных программ.
Рисунок 1. Ценности образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Ценности образования 21 века. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
ФГОС устанавливают следующие основополагающие компетентности, которые должны быть сформированы у выпускника школы в настоящее время:
- Информационная компетентность. Она отражает навыки работы с информационными ресурсами: поиск, обработка, хранение, анализ, передача информации;
- Коммуникативная компетентность. Она связана с навыками социального взаимодействия и построения продуктивного социального общения;
- Самоорганизация деятельности. Она отражает умения целевого ориентирования своей деятельности, экономичного и рационального, а также целесообразного использования ресурсов, планирования и прогнозирования своей деятельности и использование для ее реализации здоровьесберегающих технологий;
- Самообразование и саморазвитие. Данная компетенция связана с навыками принятия решения, совершении выбора своего образовательного маршрута, проектирование содержания своего образования, исходя из текущих потребностей рынка. Данные способности требуют формирования навыков непрерывного обучения и развития личности т.е. самообразование и совершенствование, повышение профессионального уровня на протяжении всего жизненного пути.
Проблемы современного образования
Новые образовательные стандарты, требования и целевые ориентиры предполагают повышение качества образовательной деятельности. Однако, этого не всегда удается достичь.
Образовательная деятельность на современном этапе развития общества сталкивается с рядом проблем. К ним относятся:
- Несоответствие содержания образовательных программ реальной жизни и практической профессиональной деятельности. Образовательные программы не включают в себя системные данные об окружающей среде конкретного региона, местности и не отражают динамику их изменений.
- Гуманитаризация образования. В настоящее время начинается постепенный переход к естественнонаучному обучению. Но пока, естественнонаучные дисциплины занимают шаткую позицию в образовательной деятельности. Им не уделяется должного внимания.
- Трудовое обучение и трудовое воспитание теряет свою актуальность. В образовательных программах школы трудовой деятельности отводится мало времени. Существует только дисциплина «Технология», которая не решает задач трудового воспитания и не дает полноценного освоения учащимися различных видов трудовой деятельности.
- Разрушение воспитательной системы школы. Если в СССР существовала слаженная система воспитательной работы в школах, то после распада союза она была разрушена и, до сих пор, не разработано никаких эффективных воспитательных технологий.
- Ограничение фундаментальных основ учебных планов и расширение их вариативности. Это может привести к нарушению принципа системного образования, а также не решает проблему естественнонаучного и трудового развития учащихся, а, напротив, усугубляет ее.
- Потеря актуальности трудового и эстетического воспитания. Современные стандарты утверждаю значимость духовно-нравственного, патриотического, физического развития подрастающего поколения. При этом, принятый ФГОС «портрет выпускника» школы не отражает эстетические свойства личности и ее трудовые навыки.
Портрет выпускника современной школы
В образовательной политике и ФГОС утверждены основные компетентности выпускников школы на среднесрочную перспективу – 2020-2023 года. Портрет будущего выпускника школы согласно ФГОС выглядит следующим образом:
- Гражданин, наделенный знаниями о гражданской и правовой деятельности, нормах поведения в современном обществе, заинтересованный в судьбе страны и ее народа, чувствующий свою причастность к стране, ее проблемам, национальным традициям и культурным ценностям;
- Личность, наделенная толерантными свойствами, т.е. терпимостью к разным нациям, народам, культурам и ценностям;
- Осознание глобальных проблем современного мира и стремление к внесению своего вклада в их решение;
- Творческий мыслящий и действующий гражданин;
- Наличие мотивации к самопознанию, самообучению, саморазвитию;
- Стремление к следованию концепции здорового образа жизни;
- Социально ориентированная личность, т.е. личность, обладающая навыками коммуникативного взаимодействия с другими членами социума, стремящаяся к сотрудничеству и творчеству для достижения совместных общественно значимых целей и задач в разных видах и направлениях деятельности;
- Самостоятельная и ответственная личность. Такая личность умеет принимать решения, отвечать за свои действия и поступки.