Сущность образовательного аудита
Образовательный аудит – это проведение оценки качества оказания образовательных услуг конкретной образовательной организацией или оценивание функционирования всей образовательной системы сторонними контрольными службами, ориентированными на аттестацию работы образовательной системы и осуществление надзора за соблюдением закона «Об образовании» и ФГОС.
Образовательный аудит необходим для того, чтобы оценить функционирование каждой образовательной организации и подтвердить ее способность качественной реализации образовательной деятельности за конкретный временной промежуток.
В ходе аудиторской проверки анализируется соответствие образовательной деятельности культурному развитию общества, его социальным нормам и потребностям, а также экономической динамики развития государства.
Сущность образовательного аудита можно отразить следующими положениями:
- Контрольная деятельность образовательной работы, ориентированная на совершенствование деятельности образовательных учреждений и повышение качества образования.
- Работа по предоставлению независимых гарантий и консультационных услуг в образовательной области деятельности.
- Независимая экспертиза итогов реализации образовательной деятельности и, предоставляемых образовательных услуг.
- Регулярный контроль работы образовательного заведения, ориентированный на соответствие его деятельности нормативным требованиям и целевому назначению образования.
- Оценка качества образовательных программ.
- Контрольная деятельность самой образовательной организации и внешних институтов, направленная на повышение качества образовательной деятельности.
Образовательный аудит нацелен на проведение экспертной оценки функционирования образовательного заведения и образовательной системы на конкретном этапе ее существования.
Организация проведения образовательного аудита
Проведение аудиторской проверки начинается с разработки программы аудита. Она ориентирована на создание условий для рассмотрения образовательной организации в качестве системного процесса: наличие взаимосвязанных компонентов, взаимообусловленность их функционирования.
В структуру программы образовательного аудита входят следующие компоненты:
- Целевое назначение аудита;
- Объекты проверки;
- Сроки реализации аудита;
- Опора на нормативные источники;
- Выбор форм, методов и мероприятий аудиторской работы;
- Выбор аудиторского инструментария;
- Определение аудиторов, т.е. контролеров, которые будут реализовывать аудиторскую программу.
Все эти компоненты являются взаимосвязанными. Выбор одного из них определяет специфические черты другого и предъявляет конкретные требования к нему.
Важно, рационально подойти к выбору аудиторов, поскольку, от их компетентности и понимания специфики функционирования конкретной образовательной организации, зависит получение адекватных итогов контрольной деятельности.
Выбор объектов контроля реализуется исходя из приоритетных направлений проверки, т.е. выбор тех областей деятельности организации, которые имеют специфические проблемы функционирования или, работа которых, ориентирована на достижение качества и эффективности образовательного процесса, совершенствование образовательной деятельности.
Чтобы выбрать объекты аудиторской проверки, целесообразно разделить образовательный процесс на несколько подпроцессов, функционирование которых взаимосвязано и взаимообусловлено. Как правило, выделяют следующие ведущие процессы деятельности образовательной организации:
- Проектирование и реализации учебной программы. Данный процесс важен тем, что он связан с планирование образовательной деятельности и реализацией образовательного процесса.
- Контингент учащихся и оценка их образовательной деятельности. Предполагается оценить уровень развития учащихся и их успехи в формировании основных образовательных компетентностей. Для этого, оценивается успеваемость учащихся, проводятся контрольные работы и экзамены.
- Персонал учебного заведения, уровень его квалификации и его повышение. Производится оценка состава педагогов и руководства образовательной организации, соответствия их компетентностей занимаемым должностям, степень эффективности организации образовательной деятельности, контроль работы и оценка реализации направлений деятельности по повышению профессионального уровня развития педагогов и их квалификации.
Таким образом, при выборе объектов аудита происходит выбор определенных методов и форм образовательного аудита к каждому процессу деятельности образовательной организации.
Методы работы, инструментарий аудиторской проверки должны отвечать принципам объективности, логичности и точности. Это необходимо для того, чтобы результаты образовательного аудита были понятны не только экспертам в данной области деятельности, но и иным участникам образовательной деятельности. поэтому, в каждом аспекте контрольной деятельности, должны присутствовать пояснительные записки, содержащие детальную информацию оценочной деятельности.
Образовательный аудит включает в себя оценку знаний и навыков педагогов, учащихся, мониторинг материальной обеспеченности учебного заведения, оценку условий реализации образовательной деятельности, работы педагогов и учащихся, разработанной учебной программы, учебных планов, приказов, методической базы, а также итогов реализации образовательной деятельности – знаний и навыков учащихся.
Проведение образовательного аудита, прежде всего, ориентировано на создание условий для предоставления организацией качественных образовательных услуг. Аудит помогает выявить ее потенциал и направить ее развитие в нужное русло.
Условия эффективного проведения образовательного аудита
Чтобы образовательный аудит был целеориентированным и успешным, требуется соблюдение ряда условий его реализации. К ним относятся:
- Формирование верного объема выборки т.е. определение объектов и информационных данным, подвергаемых проверке.
- Наличие критериев оценки. Критерии должны быть четкими и рациональными.
- Выбор компетентного аудитора. Аудитор должен быть профессионалом в своей области деятельности, а также, знать специфику функционирования конкретной образовательной организации и знать ее потенциал.
- Итоги аудиторской проверки должны способствовать повышению качества образовательной деятельности и достижению целей и задач образования.