Аудит – это независимая проверка, целью которой является выявление реального положения дел в организации, уровня профессиональной подготовки и компетенций ее специалистов, общая оценка стиуации и составление плана по ее улучшению.
Компетенция – это совокупность конкретной системы знаний, умений и навыков человека, дающих ему возможность выполнять определенную работу или решать определенные задачи.
Содержание аудита профессиональной компетенции педагогов ДОО
Цели аудита профессиональной компетенции педагогов ДОО:
- Осуществление эффективной и комплексной работы, направленной на повышение общего профессионального уровня и компетенций педагогов ДОО.
- Повышение качества предоставляемых образовательных услуг посредством овладения педагогами инновационными методами и средствами по воспитанию, обучению, развитию и социализации личности ребенка дошкольного возраста.
- Направленность профессиональной компетентности педагогов ДОО на сохранение и укрепление социально-культурного и социально-экономического развития ДОО, реализуемого свою деятельность в интересах детей дошкольного возраста.
Задачи аудита профессиональной компетентности педагогов ДОО:
- Разработка инновационной системы оценки качества дошкольного образования, основанной на принципах объективности, открытости, прозрачности и общественно-профессионального участия каждого педагога.
- Формирование и развитие у педагогов умения самостоятельно выбирать эффективные педагогические технологии, направленные на достижение поставленных целей.
- Формирование профессиональных умений, необходимых для решения образовательных задач посредством организации совместной деятельности педагога и воспитанников, а также же посредством организации самостоятельной деятельности детей.
- Оказание каждому воспитателю всесторонней помощи в развитии адекватной самооценки собственных профессиональных качеств.
- Создание в ДОО условий, необходимых для качественного развития кадрового потенциала дошкольного учреждения.
Ожидаемые результаты:
- Установление наиболее значимых изменений в механизме оценки деятельности образовательного учреждения и непосредственно каждого педагога.
- Овладение каждым педагогом умений самостоятельно подбирать программу и учебно-методические пособия, формулировать цели и задачи воспитательно-образовательного процесса.
- Обеспечение педагогов ДОО всеми необходимыми методическими, учебными и технологическими материалами и средствами, необходимыми для плодотворной работы с детьми дошкольного возраста.
- Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОО, выработке у них новых принципов и ценностей по взаимодействию с детьми дошкольного возраста и их родителями (законными представителями).
- Ознакомление педагогов ДОО с инновационными методами и технологиями работы с детьми дошкольного возраста, овладение ими умений по применению данных методов и технологий в организуемом педагогическом процессе.
- Повышение и расширение возможностей педагогов ДОО в совершенствовании собственной профессиональной компетенции посредством использования разнообразных методов, средств и приемов.
- Повышение общего уровня предоставляемых образовательных услуг.
Этапы проведения аудита
Проведение аудита профессиональной компетенции педагогов ДОО осуществляется в три этап.:
Подготовительный этап аудита направлен на ознакомление с нормативно-правовой базой, включающей в себя ФЗ «Об образовании», ФГОС ДО, Концепцию развития дошкольного образования.
На данном этапе проводятся консультации, педагогические часы и анкетирование. Кроме того, осуществляется определение списка методических пособий, которые используются педагогами ДОО при организации воспитательно-образовательного процесса. Изучается знание воспитателей содержания нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОО, образовательных стандартов и программ. Помимо этого, проводится выявление профессиональных затруднений педагогов ДОО.
Особое значение придается анкетированию педагогов ДОО, в ходе которого выясняется уровень владения конкретными профессиональными знаниями и умениями, владение педагогическими технологиями. Это необходимо для установления наличия и уровня кадрового потенциала педагогического коллектива ДОО.
Основной этап аудита профессиональной компетентности педагогов ДОО.
Данный этап включает в себя следующую последовательность действий:
- Анализ построения модели образовательного процесса по каждой образовательной области, установленной ФГОС ДО.
- Анализ планирования педагогом образовательной деятельности по всем образовательным областям.
- Анализ уровня владения педагогами различными способами организации совместной деятельности воспитателя и воспитанников, а также самостоятельной деятельности детей. Изучается деятельность, организуемая не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (НОД), но и деятельность, проводимая в рамках режимных моментов.
- Ознакомление с методами, средствами, приемами и формами работы педагога с детьми. Изучение умения внедрять в воспитательно-образовательный процесс инновационных педагогических технологий.
- Изучение навыков самообразования, саморазвития и самоорганизации, наличие мотивации на повышение собственного профессионализма.
Заключительный этап аудита профессиональной компетентности педагогов ДОО – состоит из обобщения и трансляции опыта профессиональной деятельности педагогов ДОО.
На данном этапе окончательно устанавливается уровень профессиональной компетентности педагогов ДОО, на основании которого разрабатывается программа по её повышению.