Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ урока

Анализ урока

Определение 1

Анализ урока – это процесс разбора и оценки целостного учебного занятия или отдельных его сторон, разновидность методической работы в школе.

Анализ урока проводят:

  • в качестве средства совершенствования и повышения квалификации учителя, чтобы изучить и обобщить педагогический опыта;
  • во время прохождения практики студентами педагогических специальностей.

Анализируя урок, во внимание принимают деятельность как учителя, так и учеников.

Наиболее полным и всесторонним считают анализ системы уроков по одной теме, содержащим характеристику всех звеньев образовательной деятельности. В общем анализе урока обычно рассматривают:

  • содержание обучения, то есть степень соответствия учебной программе, полноту, последовательность и методологический уровень преподавателя и пр.;
  • структура урока – оценивает степень соответствия содержанию урока, согласованность частей урока между собой, целесообразность использования времени и пр.;
  • методы обучения – степень соответствия содержанию урока и возрасту учащихся, обеспечение сознательности и прочности знаний, самостоятельности и инициативности учеников;
  • поведение учеников;
  • стиль работы педагога;
  • результаты урока – достижение цели, воспитательный и образовательный эффект.

Виды анализа уроков

Известно несколько видов анализа уроков, и каждый из них обладает собственной целью. Анализ любого урока – это комплексный подход, в котором тесно переплетаются психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты. Анализ необходим:

  • для преподавателя, так как представляет собой рефлексию, которая позволяет оценить собственные сильные и слабые стороны, определить нереализованные резервы;
  • для администрации учебного заведения должна услышать самоанализ от преподавателя, его оценку собственной педагогической деятельности, так как самоанализ выступает показателем профессионализма учителя и степени осмысления им образовательных задач.

Конаржевский Ю.А. выделяет три основных вида анализа урока:

  • структурный;
  • аспектный;
  • комплексный
  • системный,
  • целевой.

Структурный анализ урока – основа всех анализов. Он является логической последовательностью и взаимосвязью структурных элементов урока, помогая выделить ряд дополнительных этапов урока. Структурный анализ предполагает выделение и оценку доминирующих структур урока, их целесообразность, которой обеспечивается развитие познавательных способностей учеников.

«Анализ урока» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Схема структурного анализа урока может выглядеть следующим образом:

  • определить тему и цель урока;
  • рассмотреть содержание урока;
  • охарактеризовать виды деятельности учителя и учеников;
  • подвести итоги урока, какие результаты получены.

Аспектный анализ урока основан на структурном. Главное внимание уделяют процессу анализа одного аспекта урока, например, цели или структуре, содержанию и пр.

Аспектный анализ представляет процесс рассмотрения, детального и всестороннего изучения и оценки под определенным углом зрения какой-то одной стороны или отдельной цели урока в ее взаимосвязи с результатами деятельности учеников.

Примерные цели и программы аспектных анализов урока:

  • планирование со стороны учителя образовательной, воспитательной и развивающей задач урока;
  • организация процесса повторения изученного материала;
  • оптимальный тип и структура урока;
  • степень соблюдения требований к содержанию уроков;
  • выбор методов, приемов и средств обучения;
  • взаимоотношения учителя с учащимися;
  • подготовка учеников к выполнению домашнего задания;
  • закрепление изученного учебного материала.

Комплексный или полный анализ урока – это структура аспектных анализов, состоящих из оценки реализации задач урока, содержания и выводов учебной деятельности учеников по нескольким характеристикам: уровень усвоения учениками знаний и способов умственной деятельности, развитие учеников, реализация дидактических принципов, результативность урока.

Комплексный анализ может осуществляться одновременно несколькими экспертами и представляет сумму обобщенных выводов по каждому аспекту урока.

Примерная схема комплексного анализа урока может выглядеть следующим образом:

  • цель и задачи урока;
  • готовность учителя и учеников к уроку;
  • организационная структура урока;
  • содержание урока;
  • методическое обеспечение урока;
  • поведение и деятельность учеников на уроке;
  • характеристика деловых качеств учителя;
  • общий результат урока.

Системный анализ урока представляет путь выявления резервов урока, а также преодоление формализма при оценивании труда педагога.

Системный анализ позволяет проанализировать урок в качестве целостной системы и оценить его достоинства и недостатки с позиции их воздействия на результат урока. Например, благодаря системному анализу можно сделать вывод о достаточном или недостаточном объеме выполняемой учениками самостоятельной работы на уроке и установить ее связи с целями и спецификой содержания урока, индивидуальными особенностями учеников и прочими факторами. Благодаря такому подходу можно установить истинные причины, которые могут объяснить получение определенных результатов учебной деятельности.

Целевой анализ урока имеет целью выявить мастерство учителя в процессе использования отдельных форм, средств и методов обучения или в использовании авторских методик и технологий обучения, включая те, что разработаны самим учителем.

Целевой анализ урока включает следующие этапы:

  • краткая общая характеристика урока – цель, задачи, этапы;
  • общая характеристика анализируемой формы, использование ее в работе со всеми учащимися иди для определенного контингента;
  • соответствие метода обучения поставленным целям урока;
  • учет учителем индивидуальных и возрастных особенностей учеников и адаптация выбранного метода обучения;
  • возможность сочетать выбранный метод, форму и средство обучения с другими формами, методами и средствами.
Дата последнего обновления статьи: 19.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot