Анализ урока
Анализ урока – это процесс разбора и оценки целостного учебного занятия или отдельных его сторон, разновидность методической работы в школе.
Анализ урока проводят:
- в качестве средства совершенствования и повышения квалификации учителя, чтобы изучить и обобщить педагогический опыта;
- во время прохождения практики студентами педагогических специальностей.
Анализируя урок, во внимание принимают деятельность как учителя, так и учеников.
Наиболее полным и всесторонним считают анализ системы уроков по одной теме, содержащим характеристику всех звеньев образовательной деятельности. В общем анализе урока обычно рассматривают:
- содержание обучения, то есть степень соответствия учебной программе, полноту, последовательность и методологический уровень преподавателя и пр.;
- структура урока – оценивает степень соответствия содержанию урока, согласованность частей урока между собой, целесообразность использования времени и пр.;
- методы обучения – степень соответствия содержанию урока и возрасту учащихся, обеспечение сознательности и прочности знаний, самостоятельности и инициативности учеников;
- поведение учеников;
- стиль работы педагога;
- результаты урока – достижение цели, воспитательный и образовательный эффект.
Виды анализа уроков
Известно несколько видов анализа уроков, и каждый из них обладает собственной целью. Анализ любого урока – это комплексный подход, в котором тесно переплетаются психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты. Анализ необходим:
- для преподавателя, так как представляет собой рефлексию, которая позволяет оценить собственные сильные и слабые стороны, определить нереализованные резервы;
- для администрации учебного заведения должна услышать самоанализ от преподавателя, его оценку собственной педагогической деятельности, так как самоанализ выступает показателем профессионализма учителя и степени осмысления им образовательных задач.
Конаржевский Ю.А. выделяет три основных вида анализа урока:
- структурный;
- аспектный;
- комплексный
- системный,
- целевой.
Структурный анализ урока – основа всех анализов. Он является логической последовательностью и взаимосвязью структурных элементов урока, помогая выделить ряд дополнительных этапов урока. Структурный анализ предполагает выделение и оценку доминирующих структур урока, их целесообразность, которой обеспечивается развитие познавательных способностей учеников.
Схема структурного анализа урока может выглядеть следующим образом:
- определить тему и цель урока;
- рассмотреть содержание урока;
- охарактеризовать виды деятельности учителя и учеников;
- подвести итоги урока, какие результаты получены.
Аспектный анализ урока основан на структурном. Главное внимание уделяют процессу анализа одного аспекта урока, например, цели или структуре, содержанию и пр.
Аспектный анализ представляет процесс рассмотрения, детального и всестороннего изучения и оценки под определенным углом зрения какой-то одной стороны или отдельной цели урока в ее взаимосвязи с результатами деятельности учеников.
Примерные цели и программы аспектных анализов урока:
- планирование со стороны учителя образовательной, воспитательной и развивающей задач урока;
- организация процесса повторения изученного материала;
- оптимальный тип и структура урока;
- степень соблюдения требований к содержанию уроков;
- выбор методов, приемов и средств обучения;
- взаимоотношения учителя с учащимися;
- подготовка учеников к выполнению домашнего задания;
- закрепление изученного учебного материала.
Комплексный или полный анализ урока – это структура аспектных анализов, состоящих из оценки реализации задач урока, содержания и выводов учебной деятельности учеников по нескольким характеристикам: уровень усвоения учениками знаний и способов умственной деятельности, развитие учеников, реализация дидактических принципов, результативность урока.
Комплексный анализ может осуществляться одновременно несколькими экспертами и представляет сумму обобщенных выводов по каждому аспекту урока.
Примерная схема комплексного анализа урока может выглядеть следующим образом:
- цель и задачи урока;
- готовность учителя и учеников к уроку;
- организационная структура урока;
- содержание урока;
- методическое обеспечение урока;
- поведение и деятельность учеников на уроке;
- характеристика деловых качеств учителя;
- общий результат урока.
Системный анализ урока представляет путь выявления резервов урока, а также преодоление формализма при оценивании труда педагога.
Системный анализ позволяет проанализировать урок в качестве целостной системы и оценить его достоинства и недостатки с позиции их воздействия на результат урока. Например, благодаря системному анализу можно сделать вывод о достаточном или недостаточном объеме выполняемой учениками самостоятельной работы на уроке и установить ее связи с целями и спецификой содержания урока, индивидуальными особенностями учеников и прочими факторами. Благодаря такому подходу можно установить истинные причины, которые могут объяснить получение определенных результатов учебной деятельности.
Целевой анализ урока имеет целью выявить мастерство учителя в процессе использования отдельных форм, средств и методов обучения или в использовании авторских методик и технологий обучения, включая те, что разработаны самим учителем.
Целевой анализ урока включает следующие этапы:
- краткая общая характеристика урока – цель, задачи, этапы;
- общая характеристика анализируемой формы, использование ее в работе со всеми учащимися иди для определенного контингента;
- соответствие метода обучения поставленным целям урока;
- учет учителем индивидуальных и возрастных особенностей учеников и адаптация выбранного метода обучения;
- возможность сочетать выбранный метод, форму и средство обучения с другими формами, методами и средствами.