Речевая карта – это документ, отражающий работу логопеда с ребенком, имеющим речевые дефекты.
Назначение речевой карты
Работа логопеда состоит в ведении большого количества документации, в которой фиксируется процесс логопедических обследований и его итоги, проводится оценка работы и составляются прогнозы дальнейшего развития ребенка.
Одним из таких документов является речевая карта. Этот документ имеет вид бланков, на которых записываются данные речевого обследования и речевой коррекции. Бланки не имеют установленной формы и официального образца. Каждый логопед выбирает свой вид речевой карты, который отражает специфику его деятельности и индивидуальную направленность работы.
Речевая карта выполняет функцию отчета о деятельности логопеда в отношении коррекции речевых отклонений у конкретного ребенка.
Речевая карта и ее анализ занимают важное место в работе логопеда. По данным речевой карты можно проанализировать речевое развитие ребенка, начиная от диагностирования его речевого дефекта, проведения коррекционных мероприятий и специального лечения до положительной динамики речевого развития ребенка и полного устранения речевого дефекта.
Благодаря речевой карте происходит:
- Выявление причин развития различных речевых дефектов.
- Определение механизма отклонений речи.
- Определение способностей и возможностей ребенка, уровня его интеллектуального развития.
- Формирование коррекционных направлений работы.
Речевая карта может быть общего типа т.е. содержать общие данные о развитии ребенка и краткие сведения его речевых отклонений и их динамики, а может быть развернутой – в ней содержится детальная информация о всех обследованиях звукопроизношения и иных психических процессов и функций организма, возрастной динамике речевого развития, каждом коррекционном упражнении и итогов его выполнения, перспективах дальнейшего речевого развития, возможные варианты речевого развития и т.д. Такая карта наиболее оптимальный вариант для отражения работы логопеда, анализа ее успешности и целесообразности.
Существуют три основных типа речевых карт:
- Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи. В ней содержится информация о речевой динамики развития ребенка, имеющего дефекты речи разного рода и направления, специфика их проявления и структура. Кроме того, карта включает перечень заданий по диагностированию речевых дефектов и их коррекции.
- Речевая карта ребенка с дисграфией. В ней содержатся данные о речевых сбоях и сопутствующих отклонениях ребенка, у которого диагностирована дисграфия. В карте содержатся данные о выявлении отклонения и динамике его развития, коррекционных направлениях работы.
- Речевая карта ребенка с фонетико-фонематическим речевым нарушением. Данная карта содержит подробную характеристику всех сторон речевого развития ребенка: лексика, грамматика, слуховое восприятие звуков, звуковое произношение, навыки анализа и синтеза звукового состава слова, развитость письменной и устной речи. Выявляются конкретные дефекты и степень их проявления, составляется программа коррекционных мероприятий.
Структура речевой карты
Речевая карта составляется индивидуально на каждого ребенка. Ее структура, количество пунктов зависит от индивидуальных особенностей речевого развития и степени проявления отклонений. Однако, ее общую структуру можно представить следующими пунктами:
- Общие сведения. Данные о ребенке, его родителях, генетических факторах развития, общем состоянии здоровья.
- Речевая среда развития ребенка. Сюда включены сведения о социальном положении семьи, социальном статусе ребенка и его родителей, психологический климат, особенности воспитания.
- Анамнез общей картины здоровья ребенка. Логопед выясняет у матери и записывает сведения о состоянии здоровья ребенка с момента рождения и до момента обращения к логопеду. Записываются сведения о разнообразных заболеваниях, отклонениях от нормального развития, речевой динамики.
- Диагностирование неречевого развития ребенка. Логопед вносит данные, выявленные в ходе наблюдения за ребенком. Они затрагивают слуховое восприятие, визуальное восприятие, внимание, память, моторные функции. Логопед может предложить специальные задания для диагностирования работы конкретного органа.
- Диагностирование речевых отклонений. В карте содержатся данные о диагностировании речевых дефектов, способах диагностики, выявляется состояние звукового произношения, развитие артикуляции, моторные функции, произношение отдельных звуков. Эти данные позволяют логопеду составить сведения об аномалиях в строении артикуляционных органов ребенка, оценить работу дыхательного аппарата во время звукопроизношения, проанализировать функционирование голосовых характеристик.
- Диагностирование фонематического развития ребенка. Логопед записывает данные насколько развито звуковое восприятие и звуковое произношение. Фиксируются данные об используемых приемах и результаты их применения.
- Данные о речевом понимании. Логопед записывает сведения, касающиеся того, насколько ребенок понимает речь окружающих, своевременно ли реагирует на обращение к нему, развитость пассивного словаря ребенка, умение отвечать на вопросы.
- Диагностирование развития лексики и грамматики. Происходит фиксирование данных об активном словаре ребенка, правильном построении предложений, формулировании фраз.
- Уровень развития связной речи. Фиксируется информация о том, имеется ли у ребенка развитая связная речь, может ли он повторить фразу и самостоятельно сформулировать небольшой рассказ, пересказать сказку.
- Диагностирование заикания. Записывается информация о заикании: его проявление или отсутствие, динамика и степень развития при наличии.
- Диагностирование темпа речи. Анализируется информация о разборчивости речи, замедленном или ускоренном темпе произношения слов и фраз, выявляется четкость произношения, свободность / затрудненность дыхания.