Содержательные аспекты педагогического исследования
Педагогическое исследование – это целенаправленно организованный процесс по изучению противоречий и проблем в воспитательно-образовательном процессе, разработке рекомендаций по их устранению и предотвращению.
Организация педагогического исследования подразумевает моделирование педагогической деятельности. Именно модель служит исходным пунктом по изучению педагогических проблем.
Содержательными аспектами педагогического исследования является ряд взаимосвязанных компонентов:
- Сравнение – является отправной точкой любого педагогического исследования, заключается в осуществлении сравнения результатов одного и того же объекта исследования, полученные в разное время, с целью установления динамики их изменения.
- Анализ – направлен на установление составных элементов объекта исследования, с выявления причин отклонения или особенностей развития (становления).
- Прогнозирование – обоснованное построение педагогического процесса, основанное на полученных в ходе исследования результатах. Цель прогнозирования - моделирование педагогического процесса, согласно педагогическому образу объекта.
- Интерпретация – систематизация и оценка результатов, полученных в ходе проведения методик (диагностики), приведение их к общему виду.
- Информирование о результатах исследования – сообщение полученных в ходе исследования результатов другим лицам в виде устного доклада, публикации и т.д.
Таким образом, каждый из аспектов педагогического исследования в итоге представляется собой определенный результат, который исследователь получает посредством осуществления анализа исходных данных.
Приемы и методы осуществления анализа результатов педагогических исследований
На сегодняшний день используется несколько методов и приемов анализа данных, полученных в ходе педагогического исследования.
Обработка данных – математический анализ, полученных в ходе эксперимента данных.
Данный вид анализа необходим для того, чтобы показать достоверность сходства или различий результатов, полученных в экспериментальной и контрольной группах. Математический анализ данных может быть произведен исследователем вручную, посредством использования специальных формул, либо путем использования стандартных пакетов математических программ.
Анализ эмпирических данных. Предполагает осуществление оценки полученных результатов и их отражение в выдвинутой гипотезе. Данный анализ позволяет проникать вглубь сущности процессов и явлений.
Для реализации анализа эмпирических данных педагогического исследования применяется: систематизация, классификация, качественная и количественная обработка результатов, синтез компонентов объекта исследования, выведение и обоснование педагогического заключения, выработка прогноза дальнейшего развития.
Основная цель данного анализа – осуществление содержательной интерпретации полученных в ходе педагогического исследования результатов, выявление закономерностей для последующей выработки практических рекомендаций.
Сравнительный анализ результатов педагогического исследования посредством использования теорий и концепций. Данный этап анализа педагогического исследования является заключительным, по его итогам исследователем формулируются окончательные выводы по проведенному исследованию.
Сравнительный анализ результатов педагогического исследования, заключается в подтверждении, либо опровержении гипотезы, посредством сравнения результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах исследования. Сравнительный анализ осуществляется путем сопоставления своих выводов с выводами других авторов, а также сравнением с результатами предшественников. Достоверность полученных результатов и правдивость сделанных выводов подтверждается методами математической обработки результатов.
Формулирование выводов педагогического исследования
Одним из наиболее важных этапов анализа педагогического исследования является формулирование и оформление заключения (выводов) исследования.
Основная цель данного этапа – выработка и формулирование заключения, на основании полученных в ходе исследования результатов.
Формулирование выводов предполагает:
- заключение о состоянии объекта исследования;
- выявление и описание причин, вызвавших проблему исследования;
- разработка прогноза тенденций и особенностей дальнейшего развития объекта исследования;
- оценка дальнейшего изучения и разработки проблемы исследования;
- разработка и предложение рекомендаций, направленных на решение проблемы, ее коррекции, устранения причин ее возникновения и т.д.
Именно здесь обнаруживается значимость соблюдения, точности осуществления анализа результатов педагогического исследования. Только в том случае, если анализ проведен с соблюдением всех правил можно говорить о правильности сделанных выводов, результативности предложенных рекомендаций.
Помимо этого, немаловажное значение имеет правильность и логика оформления полученных в ходе исследования результатов.
Результаты педагогического исследования могут быть представлены в виде:
- апробации (обсуждение выводов, их представление общественности),
- оформленной работы (отчет, доклад, книга, диссертация, рекомендация, проект и т. п.).
Таким образом, осуществление анализа педагогического исследования, а именно осуществление анализа полученных результатов имеет большое практическое значение. По итогам проведенного анализа исследователь формулирует выводы, заключение о проделанной работе, разрабатывает программы, рекомендации и проекты. Правильность и точность проведенного анализа способствует получению максимально правдивого результата.