Интеграция в образовательном процессе
Образовательная деятельность играет определяющее значение в развитии ребенка на дошкольном возрастном этапе. Она нацелена на раскрытие природных задатков ребенка, активизации его инициативы и творческих способностей, развитию умственной деятельности, познавательной заинтересованности.
Достичь всего это возможно при организации процесса обучения на основе интегрированного подхода.
Процесс интеграции активно применяется во всех областях жизнедеятельности. Он связан с объединением отдельных, важных компонентов в единое целое и организацией единой направленности его функционирования.
Учебные занятия дошкольников организуются на основе применения процесса интеграции. Это означает, что каждое занятие организуется посредством применения разнообразных научных знаний и теорий, из разных областей науки и практической деятельности. это позволяет учащимся воспринимать познавательный процесс более полно, получить о нем целостное представление и соответствующим образом применять эту теоретическую информацию на практике.
Применение интегрированного подхода в процессе образования позволяет решать такие задачи:
- Формирование у детей целостного представления о мире;
- Обеспечение усвоения научной информации в более полном, расширенном виде;
- Получение всесторонних знаний и навыков;
- Активизация процессов познания и проявления инициативы у детей, развивает их самостоятельность;
- Развитие мышления, логики, навыков установления причинно-следственных связей между процессами и явлениями окружающей действительности;
- Формирование навыков построения коммуникативных связей с различными категориями граждан;
- Упрощение процесса прохождения социализации.
Применение интегрированного подхода в образовании отвечает основному требованию дошкольной дидактики – малый объем учебного материала, при большой емкости его содержания.
Применение интеграции помогает устранить психологический дискомфорт, снизить давление, оказываемое на ребенка в процессе обучения, делая его более эффективным и результативным.
Дети активно участвуют в учебном процессе, реализуют свои творческие способности, развиваются и совершенствуются. Кроме того, интеграция помогает в развитии у детей навыков обычной жизнедеятельности. Опыт, полученный в ходе учебного процесса они могут легко применять в практической жизнедеятельности.
Интегрированные учебные занятия строятся таким образом, чтобы дети могли выражать свое мнение, не стеснялись проявлять себя и свои индивидуальные качества, использовали, имеющийся у них жизненный опыт в учебном процессе для получения новых знаний и навыков т.е. дети учатся развиваться, саморазвиваться и совершенствоваться.
Принцип интеграции образовательных областей
Федеральные образовательные стандарты устанавливают в качестве базового принципа современного дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей. Такой принцип предполагает организацию учебного процесса на основе ликвидации барьеров между образовательными сферами и их объединение вокруг ведущих понятий и тем.
Принцип интеграции направлен на охват большого количества дидактических принципов и направлений деятельности, воспитательных мероприятий. У этого принципа имеется большой объем факторов для оказания положительного воздействия на теорию и практику образования на дошкольном этапе развития детей.
Этот принцип хорош тем, что позволяет стереть границы применения знаний, относящихся к разным наукам, сохранив их самостоятельность, равноценность, равноправие в применении, структурное устройство и содержание. Таким образом, все процессы и явления окружающего мира могут быть изучены в комплексе, взаимодействии и тесной взаимосвязи.
Введение такого подхода в образовательную систему является новшеством. Он требует переориентации дошкольного заведения на новый лад, изменение организации образовательного процесса.
Организации образовательного процесса на основе принципа интеграции требует выделения ряда системообразующих факторов. В качестве такого фактора может быть избран любой элемент в содержании программы дошкольного обучения, либо какое-то свойство, являющее качественной характеристикой деятельности его участников:
- Ведущим системообразующим фактором являются образовательные области. Таких областей всего десять: познание, музыка, труд, здоровье, физкультура, чтение, безопасность, социализация, коммуникация, художественная деятельность. Все эти области должны быть применены интегрировано, чтобы сформировать необходимые свойства личности дошкольника. Эти области должны применяться не просто объединенно, а должно быть реализовано их взаимопроникновение, т.е. теории одной области должны проникать в другую, сливаться и представляться в виде целостного знания.
- Построение учебно-воспитательного процесса в ДОУ на основе календарно-тематического планирования. Оно позволяет организовать процесс обучения по логической схеме, сделать его содержание более полным и целостным.
- Интеграция разновидностей детской деятельности. предполагается объединение игровой, художественной, познавательной, исследовательской, коммуникативной, двигательной деятельности дошкольников. Вообще, сама деятельность является фундаментом процесса интеграции. Она помогает объединению различных элементов и их использованию для создания нового продукта в образовательной сфере. Он создается всеми участниками образовательного процесса, при их взаимодействии.
- Развитие интегративных свойств личности, установленных ФГОС. Формирование таких свойств позволяет воспитать каждого ребенка, обеспечив его интегральной спецификой.
Такое воспитание проходит на основе ориентации на духовно-нравственное развитие, воспитания патриотических качеств, привития гражданственности и гендерных стереотипов, а также пропаганды здорового образа жизни.
Интегративная деятельность реализуется посредством применения различных моделей построения учебного занятия, игровых, здоровьесберегающих технологий, а также использования синтетических блоков деятельности.
При организации обучения по интегрированному принципу содержание смежных научных теорий и областей, применяемых в качестве добавочного материала не должно заменять основного содержания и тематики учебного занятия. Такое обучение позволит избежать повторения содержания обучения и сократит нагрузку на ребенка при предоставлении более качественного образования.