Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Альтернативная интеграция как принцип построения образовательного процесса в ДОУ

Интеграция в образовательном процессе

Образовательная деятельность играет определяющее значение в развитии ребенка на дошкольном возрастном этапе. Она нацелена на раскрытие природных задатков ребенка, активизации его инициативы и творческих способностей, развитию умственной деятельности, познавательной заинтересованности.

Достичь всего это возможно при организации процесса обучения на основе интегрированного подхода.

Замечание 1

Процесс интеграции активно применяется во всех областях жизнедеятельности. Он связан с объединением отдельных, важных компонентов в единое целое и организацией единой направленности его функционирования.

Учебные занятия дошкольников организуются на основе применения процесса интеграции. Это означает, что каждое занятие организуется посредством применения разнообразных научных знаний и теорий, из разных областей науки и практической деятельности. это позволяет учащимся воспринимать познавательный процесс более полно, получить о нем целостное представление и соответствующим образом применять эту теоретическую информацию на практике.

Применение интегрированного подхода в процессе образования позволяет решать такие задачи:

  • Формирование у детей целостного представления о мире;
  • Обеспечение усвоения научной информации в более полном, расширенном виде;
  • Получение всесторонних знаний и навыков;
  • Активизация процессов познания и проявления инициативы у детей, развивает их самостоятельность;
  • Развитие мышления, логики, навыков установления причинно-следственных связей между процессами и явлениями окружающей действительности;
  • Формирование навыков построения коммуникативных связей с различными категориями граждан;
  • Упрощение процесса прохождения социализации.

Применение интегрированного подхода в образовании отвечает основному требованию дошкольной дидактики – малый объем учебного материала, при большой емкости его содержания.

Применение интеграции помогает устранить психологический дискомфорт, снизить давление, оказываемое на ребенка в процессе обучения, делая его более эффективным и результативным.

Дети активно участвуют в учебном процессе, реализуют свои творческие способности, развиваются и совершенствуются. Кроме того, интеграция помогает в развитии у детей навыков обычной жизнедеятельности. Опыт, полученный в ходе учебного процесса они могут легко применять в практической жизнедеятельности.

«Альтернативная интеграция как принцип построения образовательного процесса в ДОУ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Интегрированные учебные занятия строятся таким образом, чтобы дети могли выражать свое мнение, не стеснялись проявлять себя и свои индивидуальные качества, использовали, имеющийся у них жизненный опыт в учебном процессе для получения новых знаний и навыков т.е. дети учатся развиваться, саморазвиваться и совершенствоваться.

Принцип интеграции образовательных областей

Федеральные образовательные стандарты устанавливают в качестве базового принципа современного дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей. Такой принцип предполагает организацию учебного процесса на основе ликвидации барьеров между образовательными сферами и их объединение вокруг ведущих понятий и тем.

Принцип интеграции направлен на охват большого количества дидактических принципов и направлений деятельности, воспитательных мероприятий. У этого принципа имеется большой объем факторов для оказания положительного воздействия на теорию и практику образования на дошкольном этапе развития детей.

Этот принцип хорош тем, что позволяет стереть границы применения знаний, относящихся к разным наукам, сохранив их самостоятельность, равноценность, равноправие в применении, структурное устройство и содержание. Таким образом, все процессы и явления окружающего мира могут быть изучены в комплексе, взаимодействии и тесной взаимосвязи.

Введение такого подхода в образовательную систему является новшеством. Он требует переориентации дошкольного заведения на новый лад, изменение организации образовательного процесса.

Организации образовательного процесса на основе принципа интеграции требует выделения ряда системообразующих факторов. В качестве такого фактора может быть избран любой элемент в содержании программы дошкольного обучения, либо какое-то свойство, являющее качественной характеристикой деятельности его участников:

  1. Ведущим системообразующим фактором являются образовательные области. Таких областей всего десять: познание, музыка, труд, здоровье, физкультура, чтение, безопасность, социализация, коммуникация, художественная деятельность. Все эти области должны быть применены интегрировано, чтобы сформировать необходимые свойства личности дошкольника. Эти области должны применяться не просто объединенно, а должно быть реализовано их взаимопроникновение, т.е. теории одной области должны проникать в другую, сливаться и представляться в виде целостного знания.
  2. Построение учебно-воспитательного процесса в ДОУ на основе календарно-тематического планирования. Оно позволяет организовать процесс обучения по логической схеме, сделать его содержание более полным и целостным.
  3. Интеграция разновидностей детской деятельности. предполагается объединение игровой, художественной, познавательной, исследовательской, коммуникативной, двигательной деятельности дошкольников. Вообще, сама деятельность является фундаментом процесса интеграции. Она помогает объединению различных элементов и их использованию для создания нового продукта в образовательной сфере. Он создается всеми участниками образовательного процесса, при их взаимодействии.
  4. Развитие интегративных свойств личности, установленных ФГОС. Формирование таких свойств позволяет воспитать каждого ребенка, обеспечив его интегральной спецификой.

Такое воспитание проходит на основе ориентации на духовно-нравственное развитие, воспитания патриотических качеств, привития гражданственности и гендерных стереотипов, а также пропаганды здорового образа жизни.

Замечание 2

Интегративная деятельность реализуется посредством применения различных моделей построения учебного занятия, игровых, здоровьесберегающих технологий, а также использования синтетических блоков деятельности.

При организации обучения по интегрированному принципу содержание смежных научных теорий и областей, применяемых в качестве добавочного материала не должно заменять основного содержания и тематики учебного занятия. Такое обучение позволит избежать повторения содержания обучения и сократит нагрузку на ребенка при предоставлении более качественного образования.

Дата последнего обновления статьи: 02.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot