Олигофренопедагогика – это отрасль дефектологии, изучающая вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями в интеллектуальном развитии.
Олигофрения является серьезной патологией. Дефект очень сложен и его первопричину установить не всегда реально. Потому, процесс развития умственно-отсталого ребенка имеет специфические особенности, что требует его обучения по коррекционным программам, учитывающим особенности развития ребенка и специфичность проявления его умственных нарушений.
В настоящее время олигофренопедагогика активно развивается: проводятся научные разработки, расширяется теоретическая база. Однако, это не исключает наличия проблем в данном направлении научных исследований.
Рассмотрим наиболее актуальные из них.
Социализация детей сирот с умственной отсталостью
Социальное становление ребенка, имеющего различные интеллектуальные нарушения является достаточно сложным процессом. А если рассматривать детей-сирот, то эта становится ведущей проблемой в развитии данной науки.
Исследования в данной области олигофренопедагогика занимается достаточно давно. Ею разработаны приемы трудового воспитания детей с интеллектуальными дисфункциями, ориентированными на их социальное развитие. Конечно, эффект от их применения имеется, но он недостаточно силен. Тем более, что олигофренопедагогика не полноценно проработала данное направление работы.
Социально становление ребенка-сироты осложнено условиями его жизнедеятельности. Ребенок привыкает к жизни в определенном кругу, где он находится под покровительством. Да, он сталкивается с рядом проблем, которые возникают в коллективе, но он не знает жизни вне его и, попадая за пределы детского дома, он не способен использовать свои внутренние ресурсы, чтобы решать проблемы, взаимодействовать с гражданами. Все это усугубляется наличием интеллектуальных нарушений в развитии. Ребенок отстраняется от окружающего мира и не пытается найти в нем своего места.
Олигофренопедагогика разработала методические основы воспитания и обучения ребенка с умственной отсталостью в детских домах коррекционного типа. Социальное развитие реализуется на основании следующих направлений деятельности:
- Работа с ребенком специалистов (дефектолог, олигофренопедаг, логопед, психолог и иные медицинские работники в зависимости от разновидности патологии).
- Работа социального педагога, ориентированная на оказание помощи в преодолении жизненных трудностей.
- Воспитание и обучение по специальным коррекционным программам, ориентированное на преодоление умственных нарушений и максимально возможное развитие ребенка.
- Проведение регулярной психологической помощи, ориентированной на преодоление психических расстройств, препятствующих полноценной социальной адаптации ребенка.
Несмотря на это, у детей-сирот возникают серьезные проблемы с социализацией. Она связаны с тем, что ребенок, в силу своей умственной несостоятельности, не способен контролировать свои действия и поступки. Кроме того, психологическая работа в детских домах носит лимитированный характер, что приводит к постоянному возникновению различных эмоциональных расстройств у детей.
Также, преодоление детских кризисов, при наличии умственных нарушений, является сложным процессом. Если в семье, ребенок имеет рядом близких людей, которым он доверяет и может обратиться за помощью, то в детских домах таких людей нет. Потому, переживания растут, углубляются и прогрессируют. А психолог, как уже было отмечено, не всегда может помочь.
Проблема дифференциации умственной отсталости от иных патологий со сходными признаками
Важным направлением работы психолого-педагогической диагностики является различие, выделение умственной отсталости среди других интеллектуальных нарушений.
Эта проблема занимает одно из главенствующих мест в олигофренопедагогике. Она проявляется в том, что при диагностировании патологии возникают трудности с:
- Связыванием неуспеваемости ребенка с умственными нарушениями в его развитии. Неуспеваемость ребенка может быть следствием ЗПР, а также неблагоприятных условий жизнедеятельности.
- Определением выраженности отклонений и неравномерности протекания психических процессов. Данные нарушения, также, являются признаком ЗПР, вызванными недоразвитием психических процессов. При умственной отсталости поражение имеет тотальный характер и иерархичную структуру.
- Качественными параметрами ошибок при чтении и письме. Ошибки сходны при ЗПР и умственной отсталости. Однако, умственно отсталые дети не желают и не пытаются вникать в смысл прочитанного или написанного, тогда как, для ребенка с ЗПР этот смысл имеет значение. Недостатки звукового анализа, недоразвитость каллиграфических навыков при умственной отсталости проявляется сильнее, чем при ЗПР.
- Определением степени развития математических способностей. Дети с ЗПР и иными интеллектуальными нарушениями способны к овладению составом числа, совершению элементарных вычислительных операций. Даже если, они затрудняются в решении задачи, то оказанная помощь, подсказка может помочь. Но при умственной отсталости помощь не представляет особой эффективности.
- Различением дефектов зрения и слуха с умственной отсталостью. Дети с нарушениями зрения и слуховыми дисфункциями, часто, плохо ориентируются в пространстве, не способны понять происходящее и с ориентироваться в нем. Потому, дети могут быть восприняты, как умственно отсталые, хотя, они вполне способны на решение разнородных логических задач, представленных им в стандартной спокойной обстановке.
- Определением причины речевой патологии. При умственной отсталости речевые дефекты являются следствием наличия интеллектуального нарушения, тогда как, речевые нарушения характерны и для других патологий, а также могут существовать сами по себе. Здесь важно понять, сохранен ли интеллект ребенка или выявить степень его нарушения, чтобы утвердиться в диагностировании умственной отсталости.