Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Активные методы обучения в начальной школе

Характеристика активных методов обучения

Определение 1

Активные методы обучения – это приемы, посредством которых активизируется мыслительный процесс учащихся, развивается активное действие и активное познание, что необходимо для успешного усвоения образовательной программы.

Такие методы обучения основаны на игровой форме организации учебного процесса, применении современных технологий, интерактивных средств обучения и действенном подходе в образовании.

Основными характеристиками активных методов обучения являются:

  1. Высокая степень активности учащихся в познавательном процессе, в изучении отдельной темы, на отдельном учебном занятии.
  2. Активность любого метода обучения, т.е. способность направлять учащегося к познанию, стимулировать его на совершение практических действий зависит от содержания данного метода, а также вариантов его практического использования в учебно-воспитательном процессе и, естественно, от мастерства и творческого потенциала педагога.
  3. Использование данных методов позволяет сформировать коммуникативное взаимодействие между всеми участниками учебно-воспитательной деятельности.
  4. Для эффективных результатов применения активных методов обучения требуется подготовка педагога.
  5. Активные методы обучения мотивируют к мыслительной работе и практической деятельности, что является фундаментом личностного развития, условием продвижения вперед к получению новых знаний.
  6. Использование активных методов направлено на мотивацию учащихся к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию своих знаний и навыков.
  7. В ходе использования активных методов происходит формирование у учащихся способов познания, усвоение приемов работы с информационными ресурсами, умение мыслить логически и критически, формировать собственные выводы и суждения.

Эти характеристики обуславливаю необходимость использования активных методов обучения в начальной школе. Развитие познавательной активности учащихся – залог успешного достижения целей и задач образования, развития интеллектуальных способностей учащихся и раскрытие их творческого потенциала.

Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного занятия. Кроме того, использование того или иного метода ориентировано на решение конкретных образовательных задач. Поэтому, выбор методов обучения определяется многими факторами:

  • Этап учебного занятия;
  • Целевое назначение использования метода;
  • Возраст учащихся;
  • Особенности интеллектуального, физического и других сторон развития учащихся;
  • Первичное или вторичное использование активных методов обучения. Здесь имеется в виду, использовались ли активные методы обучения с самого начала обучения ребенка в школе или они начали применяться позднее;
  • Использование методов для самостоятельной работы учащихся или для объяснения педагогом нового материала, а может, коллективной классной работы учащихся.
«Активные методы обучения в начальной школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Разновидности активных методов обучения

В начальной школе актуально использование следующих активных методов обучения:

  • Метод приветствия. Он направлен на осуществление знакомства между педагогом и учащимися, между всеми членами классного коллектива. Дети становятся в круг, рассчитываются на «первый-второй-третий». Каждый номер складывает руки таким образом, чтобы локти смотрели в разные стороны и за определенный временной промежуток, дети должны познакомиться между собой, поздоровавшись прикосновением локтями. Введение этого метода в начале учебного занятия позволяет развлечь детей, размяться перед освоением новой темы.
  • Метод песочных часов. Он направлен на осознание учащимися своих познавательных потребностей. Педагог ставит песочные часы и требует, чтобы каждый ребенок рассказал, чего он желает узнать на уроке.
  • Метод «дерево ожиданий». Для его использования требуется подготовка различных картинок, вырезанных из бумаги. Они должны отражать потребности и желания детей. каждый ребенок вешает на дерево то, что он хочет узнать на уроке, что ему не интересно бывает делать, что он считает лишним в организации учебных занятий и т.д.
  • Метод кластера. Данные метод направлен систематизацию, закрепление знаний учащихся по конкретной теме, их углубление и расширение. Дается ключевое понятие, которое записывается на доске педагогом, а учащимися в центре листа и вокруг него записываются все слова, фразы, связанные с ним, отображающие его сущность и значение, целевое назначение и функции.
  • Метод «инфо-карусель». Он основан на работе учащихся малыми группами и соревновании. Дети делятся на группы, а в классе устанавливается несколько столов с заданиями. Каждая группа занимает стол и выполняет задания, а затем переходит к другому столу. В конце подводятся итоги, анализируется правильность выполнения заданий каждой группой, количество выполненных правильно заданий и определяется победитель.
Замечание 1

Это только некоторые виды активных методов обучения. Их существует огромное множество. Успешность их применения зависит от мастерства и фантазии, творческой активности педагога.

Преимущества и недостатки использования активных методов обучения в начальной школе

Использование активных методов обучения в начальной школе имеет свои положительные и отрицательные стороны. К преимуществам использования данных методов относятся:

  1. Воздействие на развитие учащегося, всех сторон его личности и ее потенциала;
  2. Мотивация к учебной деятельности, познанию и самопознанию;
  3. Формирование навыков самостоятельной познавательной работы, самостоятельного поиска знаний и работы над собой;
  4. Формирование устойчивого интереса к конкретной учебной дисциплине;
  5. Развитие коммуникативных навыков и освоение способов социального взаимодействия.

Что касается негативного воздействия на развитие младших школьников, то использование активных методов обучения может привести:

  1. Эмоциональный всплеск, вызванный увлечением учащихся, приводит к неспособности детей контролировать свои эмоции. Поэтому, дисциплина на уроке абсолютно нарушена, а это приводит к тому, что дети не могут сосредоточиться на решение конкретной задачи из-за шума-гама;
  2. Невозможность применения активных методов на каждом учебном занятии. Нельзя, чтобы у ребенка сформировалась привычка восприятия материала только таким образом. В иной форме подача учебной программы не будет полноценно восприниматься и осваиваться младшими школьниками;
  3. Использование данных методов требует тщательной подготовки педагога и постепенного ввода их в практическое применение. Это может занять достаточно длительный временной период;
  4. Использование активных методов на уроке требует наличия умения вести дискуссии, уступать, сотрудничать, уважать чужое мнение, а эти свойства, как правило, оказываются плохо развитыми в младшем школьном возрасте.

Применение активных методов обучения на учебном занятии требует творческого подхода педагога. На каждом учебном занятии не обязательно, а даже не желательно, использовать данные методы. Кроме того, все активные методы обучения невозможно применить на одном уроке. Главное правило использования активных методов обучения – рациональность, целесообразность, творческая ориентация деятельности педагога.

Дата последнего обновления статьи: 27.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot