Активизация познавательной деятельности – это динамичный процесс, направленный на побуждение учащихся к активному и целенаправленному получению знаний, преодоление пассивности и стереотипов, застоя и спада в умственной деятельности.
Понятие познавательной деятельности
В настоящее время в процессе обучения на первое место выдвигают не просто получение учащимися определенного комплекса знаний и умений, но и развитие личности ребенка, как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы.
Именно характер мотивов, интересов и потребностей, которые лежат в основе деятельности личности, определяет содержание и направление ее активности. Вовлеченность учащегося познавательную деятельность, проявляемая им активность и инициативность, удовлетворенность полученным результатом и своей деятельностью, являются важным фактором для дальнейшего качественного развития личности, ее самореализации и самосовершенствования.
Познавательная деятельность – это единство теоретического мышления, практической деятельности и чувственного восприятия.
Познавательная деятельность осуществляется учащимися во всех сферах жизнедеятельность, а также проявляется во всех видах взаимоотношений учащихся. Однако только в процессе обучения она приобретает четко оформление, которое присуще только человеку и в реализуемых им видах деятельности.
Сущность активизации познавательной деятельности школьников
Отношение учащихся к процессу обучения принято характеризовать его активностью.
Активность обучения определяется степенью проникновения учащегося в изучаемый предмет, «погружением» в учебный материал.
Активность учащихся непосредственно сопряжена с мотивацией учащихся, а именно с самостоятельностью в процессе обучения. Под самостоятельностью обучения понимают умения без помощи педагога находить нужную учебную информацию, систематизировать и анализировать ее, обрабатывать и усваивать, ставить себе учебные цели и достигать их, осуществлять проектную и исследовательскую деятельности и т.д.
Познавательная активность и самостоятельность взаимосвязаны и неотделимы. Так, учащиеся, которые проявляют большую активность в процессе обучения и более самостоятельны.
Большое значение имеет управление познавательной деятельностью учащихся, которое принято называть активизацией.
Основная цель активизации познавательной деятельности – формирование познавательной активности учащихся и повышение эффективности педагогического процесса.
Современная педагогическая наука предлагает различные пути активизации познавательной деятельности школьников:
- использование разнообразных методов, средств и форм обучения;
- создание учебных ситуаций, которые дают учащимся возможность отстаивать собственную точку зрения, оценивать работу одноклассников и педагога;
- создание учебных ситуаций, при которых учащиеся могут применять свои знания в практической деятельности (например, работа с отстающими учащимися, объяснять более «слабым» ученикам учебный материал и т.д.);
- предоставление возможности самостоятельно выбирать темп и уровень организации педагогического процесса, подбора содержания обучения и т.д.;
- организация учебных занятий, имеющих в основе разнообразные проблемные ситуации, требующие для их решения проявления познавательной активности со стороны учащихся;
- создание ситуаций для осуществления самопроверки, самоанализа и т.д. собственной познавательной деятельности;
- организация учебных занятий, требующих комплексного применения имеющихся у учащихся знаний и умений для решения различных познавательных задач.
Задача педагога заключается в том, чтобы подобрать такие методы и средства, которые будут нацелены на получение продуктивного результата обучения. От учащихся в данном случае требуется понять, запомнить и воспроизвести при необходимости полученные знания, получит умения оперировать собственными знаниями, применять их в практической и повседневной жизни.
Таким образом, уровень продуктивности обучения во многом зависит от активности познавательной деятельности учащихся.
Принципы активизации познавательной деятельности
Активизация познавательной деятельности учащихся требует соблюдения ряда принципов:
- Принцип исследования изучаемых явлений и проблем. Данный принцип является одним из важнейших, направлен на то, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся обязательно носила поисковый и творческий характер, а также по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. То есть процесс обучения должен иметь исследовательский характер.
- Принцип индивидуальности - требует от педагога подбора таких методов и средств, которые бы по возможности учитывали индивидуальные возможности и потребности каждого учащегося, его возрастные, психологические и физические особенности. Использование данного принципа в «чистом» виде в рамках современной школы крайне затруднено, поэтому индивидуализация обучения применяется частично.
- Принцип самообучения – направлен на формирование у учащихся навыков самоорганизации и самоконтроля. Согласно данному принципу в процессе обучения познавательная деятельность учащихся индивидуализируется в соответствии с личным активным стремлением на получение новых знаний и умений.
- Принцип мотивации познавательной деятельности – направлен на активизацию самостоятельной и коллективной познавательной деятельности учащихся посредством использования различных стимулов.
Использование принципов активизации познавательной деятельности осуществляется комплексно, их выбор определяется педагогом самостоятельно с учетом возраста учащихся, особенностей их развития, а также потребности в получении новых знаний и умений.