Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Активизация учения школьников (Т. И. Шамова)

Самоуправление процессом обучения

Определение 1

Активизация учения – это целенаправленная организация действий учащихся, которые направлены на разрешение и осознание определенных учебных проблем.

Проблемой в данной случае выступает, прежде всего, «знание о незнании», а именно осознание того, что получаемые знания недостаточны для удовлетворения познавательных потребностей учащихся.

Замечание 1

Татьяна Ивановна Шамова – действительный член Международной академии педагогических наук, член-корреспондент РАН.

Шамовой Т.И. была выявлена и описана функция непосредственного управления определенными процессами деятельности учащихся, которая лежит в основе познавательной активности. Познавательная активность учащихся оказывает значительное влияние на успешность усвоение учебной информации, формирование необходимых умений и навыков. То есть она является одним из главных компонентов обучения.

Познавательная деятельность представляет собой совокупность внутренних действий, которые имеют логическую последовательность, определяющих ее структуру.

Активизация учения школьников зависит от самоуправления процессом обучения. В свою очередь процесс самоуправления состоит из нескольких блоков, которые были охарактеризованы советским философом М.С. Коганом:

  1. Выработка мотивации на обучения – каждый учащийся должен иметь собственную внутреннюю мотивацию.
  2. Конкретная ориентация на обучения – представляет собой целеполагание при разработке плана, технологии, программы учебных действий.
  3. Направленность психики – обеспечивает владение необходимыми механизмами и умение ими эффективно оперировать.
  4. Оценка результатов обучения – рефлексия и саморефлексия.

Наличие всех блоков, а конкретно их взаимосвязанная совокупность, обеспечивают осуществлении качественного процесса самоуправления обучением и самообучением, а также возможность активизации учения при необходимости.

Типы познавательного действия (Шамова Т.И. 1982г.)

«Активизация учения школьников (Т. И. Шамова) » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Активизация учения школьников во многом зависит от эффективности организованных педагогом познавательных действий. Т.И. Шамовой в 1982 году были систематизированы и охарактеризованы следующие типы познавательного действия, направленные на активизацию обучения школьников:

  1. Действия, которые подводят учащихся к осознанию значимости и необходимости новых знаний:

    • организация предварительных практических действий, которые подводят учащегося к осознанию того, что имеющиеся у него знания недостаточны и требуют расширения;
    • организация действий, направленных на осознание значимости теории и практики изучаемой темы (вопроса, проблемы);
    • осуществление анализа и сопоставление вновь полученных фактов;
    • самостоятельное выдвижение гипотез и предположений, которые направлены на использование учащимися собственных теоретических знаний.
  2. Организация действий, направленных на создание собственной фактической базы, необходимой для последующих теоретических выводов и обобщений:

    • актуализация уже имеющейся информации и фактов;
    • накопление новой информации и фактов.
  3. Организация действий, направленных на обобщение имеющегося фактического учебного материала:

    • осуществление первичного обобщения посредством сравнения и сопоставления;
    • осуществление новых обобщений, которые основаны на предыдущих обобщениях и сравнениях. Данные обобщения являются заключительными, проводятся в конце урока и представляют собой итоговые выводы по рассматриваемой теме урока.
  4. Организация действий, направленных на соотнесение обобщений с многообразием определенной действительности:

    • выявление новых возможностей определения общего в частном;
    • применение обобщений и сравнений для объяснения внешних противоречий предметов и явлений;
    • самостоятельное использование обобщений в практических ситуациях.

Дидактические основы активизации учения школьников

Как было установлено Т.И. Шамовой, особое значение в успешности реализации принципа активности учения в первую очередь имеют самостоятельные работы учащихся, имеющие творческий характер.

Активизацию учения школьников необходимо воспринимать и осуществлять не как отдельное действий, представляющее собой усиление учебной деятельности, а как процесс мобилизации педагогом физических и нравственно-волевых сил учащихся, посредством использования специальных средств, с целью достижения конкретных результатов обучения.

Физиологической основой активизации учения выступает познавательная активность учащихся, которая представляет собой рассогласование между имеющимися знаниями и потребностью ученика в них.

Замечание 2

Таким образом, особое значение в активизации учения имеет включение учащихся в активную познавательную деятельность посредством ориентировочно-исследовательского рефлекса, который проявляется в виде реакций организма на изменения в окружающей среде.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot