Понятия и особенности адаптации в среднем звене
Термин «адаптация» взят из биологии, в своем первостепенном значении он предполагает приспособление организма к условиям окружающей среды. Адаптация с точки зрения социологии рассматривается как способность человека приспосабливаться к условиям социальной среды. Это один из главных механизмов становления личности, этот механизм определяет социальную роль человека.
Социальный адаптационный процесс включает в себя несколько важных компонентов:
- восприятие самого себя, окружающих людей и окружающую действительность
- успешное взаимодействие с окружающими
- умение организовать трудовую деятельность, досуг и отдых
- самоорганизация и самообслуживание
- способность менять свое поведение согласно социальным ролям
Социальная адаптация может затруднятся в те моменты жизни, когда происходит смена деятельности и социального окружения. С проблемами социальной адаптации сталкиваются как первоклассники, так и пятиклассники и учащиеся старшего звена, все они сталкиваются с тем что коллектив вокруг них меняется, так же как содержание новой ступени образования.
Любая новая ситуация является практически для любого человека несколько тревожной. Ребёнок в отличии от взрослого еще в большей степени может быть подвержен тревожности и неуверенности, он не знает, что ожидать от своих новых одноклассников, какими будут новые требования учителя, какие качества поощряются или порицаются в новом коллективе.
Первое время ребенок находится в состоянии дезадаптации, которая сопровождается длительным психическим напряжением. В подобных ситуациях у ребенка могут появится проблемы с дисциплиной, организованностью, ответственностью.
Если у ребенка повышенный уровень тревожности, то такому ребёнку достаточно сложно строить успешные взаимоотношения с учителем и одноклассниками. В связи с этим ребенку сложнее освоить программу обучения. Даже ребенок с большими способностями из-за тревожности может показывать неудовлетворительные результаты.
Учителя, когда только знакомятся со своими учениками, могут делать ошибочные выводы относительно их индивидуальных способностей. Учитель должен вовремя понять, что за личность перед ним, и постараться найти правильные пути взаимодействия.
Критерии готовности к обучению в средней школе
Педагоги считают, что существует три критерия, которые сигнализируют о том насколько ребёнок готов к средней школе.
В первую очередь у него должны сформироваться навыки учебной деятельности, благодаря которым ребёнок усваивает материал, это свидетельствует о его готовности к обучению в средней школе. Для младшего звена основным является знакомство с учёбой, начальный путь овладения ее основными компонентами. В среднем звене ребенок должен быть настроен на самостоятельную работу, в этот период происходит развитие интеллектуальной и познавательной деятельности.
В средней школе процесс обучения становится шире. В средней школе обучение это не только материал школьной программы, но и самостоятельная работа. Это происходит в том случае, когда ребёнок испытывает потребность в учении, когда оно вызывает у него интерес.
Когда у ребенка слабо развита потребность в обучении, то у него пропадает желание учиться и разлаживаются отношение с одноклассниками.
Второй критерии заключается в том, что у детей за период их обучения в начальной школе должны сформироваться три новых показателя:
- произвольность
- рефлексия
- понятийное мышление
Под рефлексией понимается осознанием школьником себя и свое деятельности. Рефлексия помогает ученику формировать свое собственное мнение. Она помогает ученику сформировать его отношение к окружающему миру и к учебной деятельности.
Произвольность проявляет себя в том, что ребенок начинает овладевать навыком регулировать свою деятельность, в первую очередь учебную.
И последний критерий заключается в том, что ребёнок должен научиться выстраивать с педагогами и товарищами более «взрослые» взаимоотношения. В отношениях с одноклассниками дети уже начинают претендовать на определенную социальную роль. На эмоциональное состояние ребенка оказывает влияние то, какие у него отношения с одноклассниками.
Возрастные особенности детей 10-11 лет
Переход из начальной школы в среднее звено зачастую связан с некоторыми трудностями. На этом этапе психика ребёнка претерпевает некоторые изменения. У ребенка начинает формироваться теоретическое мышление на основе информации которую он знает. Из-за этого нового уровня мышления перестаиваются и другие психические процессы. Развитие мышление способствует дальнейшему развитию рефлексии. Дети начинают сосредотачиваться на своей психической жизни, формируют отношение к самому себе. У ребенка формируются свои собственные взгляды, в частности и на учебный процесс.
Познавательная сфера является главной. Развиваются умственные и речевые способности. Появляются навыки с логическими операциями, ребенок учится систематизировать имеющиеся знания, ребенок начинает понимать смысл понятий, которые он изучает, овладевает грамотной устной речью.
У ребёнка в этом возрасте появляется новая мотивация – желание самостоятельно узнавать что-то новое.
Но следует отметить, что далеко не для всех детей познание является главной ценностью. Для большинства современных школьников реальным стимулом выступает отметка.
В конце начальной школы общение ребенка со сверстниками начинает оказывать влияние на личностное развитие детей. Эти отношения главным образом определяют эмоциональное состояние ребенка.
При переходе из младшей школы в среднее звено ребёнок сталкивается со множеством нововведений. Появляется много новых учителей, разные занятия проходят в разных кабинетах, дети контактируют с учениками из старших классов. Все это неизбежно оказывает влияние на психоэмоциональное здоровье школьников. Детям требуется время, а иногда и помощь педагогов что бы успешно адаптироваться к новым условиям.