Сущность понятия «департаментализация»
Департаментализация - это процесс организационного обособления.
Организационное обособление осуществляется разными методами. Структуры управления на современных предприятиях были построены на принципах, сформулированных еще в начале 20 века. Департаментализация основана на идее иерархических или бюрократических структур. Эта модель была разработана еще Вебером.
Департаментализация бывает следующих видов:
- Линейная департаментализация представляет собой иерархический тип структуры. Линейное деление основано на простых принципах и предполагает создание автономных подразделений. Обособленные подразделения объединяются только вертикально.
- Функциональная департаментализация осуществляется в тех организациях, где специализированные работы группируются вокруг ресурсов. Группирование может происходить по процессу, по технологии, вокруг результата. Функциональная департаментализация позволяет избегать дублирования функций, поддерживать единоначалие. Она способствует созданию комфортных условий для персонала, так как не требует существенных кадровых обновлений. У функциональной структуры есть свои минусы. Чем больше становится структура, тем сильнее ее дисперсия. В результате становится сложно распределять ответственность, координировать действия отделов, определять границы полномочий руководителей.
- Линейно-штабная департаментализация смягчает недостатки двух предыдущих структур. Линейные менеджеры координируют действия функциональных служб и направляют их действия в русло общих интересов компании.
Создание штабных структур является неоднозначным процессом. С одной стороны, он происходит вследствие развития технологий и развития информационной поддержки. Если же рассматривать появление штабных структур с точки зрения формального подхода, то можно обнаружить, что этот процесс способствует координации в случае кризиса лидерства, контроля.
Полномочия штабных структур
Штабные структуры наиболее эффективны в современных условиях ведения бизнеса. Они наделяются разными полномочиями в зависимости от целей компании и подхода к организации управления.
«Идеальный» штаб выполняет коммуникативные функции, при этом не заступает за черту. Удерживать нейтралитет бывает непросто. Поэтому внутри организации устанавливаются очевидные властные привилегии. Может сложиться ситуация, когда штабные и линейные руководители оказываются в отношениях управления и подчинения. Руководители над линией управляют средним и нижними звеньями. При этом они распространяют неформальное влияние на высшие управленческие кадры.
Организация может делиться на структурные образования. Эти образования поддерживаются информационно, экспертно. Структурными подразделениями могут быть комитеты, комиссии, рабочие группы и так далее.
Комитеты представляют собой междепартаментальные группы. Они собираются регулярно. Комиссии и оперативные рабочие группы создаются на короткий срок. Их цель - решение конкретных задач, требующих всестороннего подхода.
Структура предприятия может быть дивизиональной, проектной, матричной. Дивизиональная структура сочетает в себе централизованное планирование, самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. У дивизиональной структуры есть ряд преимуществ. Она более гибкая, так как руководители могут управлять не только по линиям, но и по выполняемым функциям.
Проектные структуры формируются в процессе изменений компании. Одной из форм проектного управления является формирование команды, которая работает на временной основе.
Матричная структура справляется с гораздо большим объемом информации. Это решетчатая организация, построенная на принципе двойного подчинения исполнителей.
Организация управления при департаментализации
Программно-целевая организация управления предусматривает обслуживание задач планирования и обеспечение деятельности организации в целом. Эта форма использует в практической деятельности для того, чтобы показать положительную роль человека в управлении компанией. Дело в том, что программно-целевая организация управления предусматривает совместное принятие решений начальниками и подчиненными. Такой подход позволяет интегрировать все виды целей - групповые, организационные и индивидуальные.
В результате руководство может достичь эффективного планирования работы, приблизить формальную структуру предприятия к неформальной, повысить личную ответственность каждого работника. Сотрудники получают самомотивацию, их энтузиазм повышается. У программно-целевой организации есть минусы. Ее структура невольно склоняет к установлению краткосрочных целей. Возникает тенденция к негибкости, уменьшению целей.
Бригадная форма организации управления широко распространена в мире. В одном коллективе объединяются сотрудники разных видов деятельности и направлений. Весь персонал распределяется по группам, обладающим определенной долей независимости и самостоятельности. Менеджмент носит консультационный характер. Он опирается на коллективное решение проблем. Предпочтение отдается людям с универсальными навыками и знаниями. Положительными чертами бригады можно назвать быстрый профессиональный и карьерный рост сотрудников.
Бригадные структуры позволяют сократить количество руководителей, повысить качество менеджмента. Это логичный результат объединения команды специалистов, которые обладают достаточными знаниями для решения рабочих задач. Они не нуждаются в дополнительном руководстве.
Таким образом, руководство предприятием имеет широкий спектр моделей построения процессов управления. Каждая модель имеет свои плюсы и минусы. Она выбирается в соответствии с целями предприятия, его организационными ценностями. Форма управления должна так же учитывать влияние внешней среды.