Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Научение поведению в организации

Поведение человека

Процесс адаптации к требованиям предприятия и оценка собственного опыта происходят по-разному. Все люди, даже находясь в одинаковой среде, ведут себя совершенно индивидуально. Есть два варианта построения модели поведения в организации: принятие или непринятие норм поведения в организации или принятие и непринятие ценностей организации.

В зависимости от комбинации этих двух вариантов моделей поведения возможно формирование 4х типов поведения человека в организации (рисунок 1).

Матрица типов поведения человека в организации

Рисунок 1 – Матрица типов поведения человека в организации

Итак, выделяют четыре основных типа:

  1. Такой человек без сомнений принимает ценности и нормы организации. Индивид выбирает такую модель поведения, чтобы она не приводила к конфликту с интересами организации. Он старательно выполняет свою роль на основании принятых в организации норм и правил. Результат деятельности такого человека зависит во многом только от его способностей и верного содержания его роли в организации.
  2. Индивид не приемлет ценностей организации, но пытается вести себя в соответствии с правила, следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Человек старается осуществлять деятельность по правилам, но он остается не надежным членом организации, так как в любой момент может сменить организацию и совершить действия, противоречащие интересам организации. Такой человек, например, с удовольствием поддержит забастовку с целью повышения заработной платы.
  3. Работник полностью соглашается с ценностями организации, но бунтует против норм и правил организации. Такое поведение осложняет взаимоотношения с коллегами, однако, если организация может изменить некоторые правила для производительной деятельности «оригинала», то он сможет найти свое место в коллективе и начать эффективно работать.
  4. Человек отрицает и ценности, и нормы предприятия. Такой работник будет всегда создавать конфликтные ситуации. Нельзя категорично сказать, что такой тип людей неприемлем в организации, однако с ним много сложностей и проблем.
«Научение поведению в организации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Подходы к научению поведению в организации

Организация крайне заинтересована в том, чтобы поведение сотрудников соответствовало нормам поведения в организации. Как один способов решения этой проблемы можно рассматривать подбор персонала с требуемыми качествами.

Такой подход имеет смысл, однако не стоит забывать, что не всегда есть возможность найти человека с заданными характеристиками, никто даст гарантии, что в дальнейшем этот человек не станет вести себя по-другому и сами требования организации могут начать меняться со временем, создавая тем самым некоторое противоречие.

Другой подход основывается на влияние, которое оказывает организация на поведение человека. Такой подход говорит о том, человек может обучаться поведению, изменять свое поведение на основании опыта и требований к его модели поведения.

Процесс изменения поведения индивида на основе опыта, отражающего реакцию на окружающую среду, называют научением поведению.

В научении поведению есть несколько ключевых моментов:

  • научение может происходить, как и на своем опыте, так и на опыте других людей;
  • научение поведению не обязательно касается только собственного реального поведения. Оно может касаться потенциального поведения, т.е. такого поведения, которое может быть осуществлено человеком, но которое не осуществляется им в его практике поведения;
  • научение поведению всегда выражается в изменении человека.

Принято выделять три типа научения поведению:

  1. Этот тип связан с рефлекторным поведением человека. Базой здесь служит теория И. Павлова об условных и безусловных рефлексах. Например, вызов начальника с целью выговора, вызывает рефлекторный страх и беспокойство у работника.
  2. Второй тип базируется на опыте человека. Индивид анализирует последствия своего прошлого опыта и осознанно корректирует модель своего поведения. Научным основанием для этого типа научения является теория Б. Скиннера, автора теории закрепления осуществленного поведения в зависимости от его последствий. Суть в том, что если какое-либо поведение привело к положительным эффектам, индивид стремится его повторить и наоборот. Таким образом, поведение человека зависит от его сознательного анализа результатов прошлого опыта.
  3. Обучение на основе наблюдения. Индивид регулярно наблюдает как ведут себя другие, окружающие его люди, несознательно начинает подстраиваться под их модель поведения, перенимает их привычки, манеры и стиль. Целью наблюдения, часто является желание перенять что-либо полезное. Также человек может просматривать запись собственного поведения, делать выводы и искать в нем ошибки.

При научении поведению в организации важно понимать чему будет учиться человек, и какие стороны его поведения необходимо скорректировать.

Первое и, пожалуй, самое важное, чем убудет учиться человек, придя в организацию – собственная функциональная роль. Работник узнает, что он должен делать, как делать это лучше, как и с кем взаимодействовать в работе.

Второе, работник обучается выполнять формально-процедурные действия: заполнение анкет, заявок, договоров и т.п.

Третье, человек осознает и понимает свое место в организации. Он узнает формальные и неформальные ценности, учится строить взаимоотношения с коллегами.

Наконец, работник учиться решать собственные задачи проблемы в организации, добиваться поставленных целей.

Процесс сознательного научения

Любая деятельность человека связана с наличием у него побуждающих начал, которые подталкивают его к деятельности.

Определение

Стимулы – носители внешних воздействий на поведение индивида, направляют его деятельность.

Определение

Поведенческая реакция – решения человека о том, как поступить, какие действия предпринять, чтобы добиться поставленных целей.

Поведенческая реакция сильно зависит от стимулов и имеет индивидуальный характер, так как отражает степень воздействия стимулов на поведение индивида.

Поведенческая реакция проявляется, как и в виде конкретных действий, так и в виде расположения.

Также наступившие последствия влияют на поведенческую реакцию человека. В результате индивид закрепляет модель поведения или отказывается от нее. В данном случае большое значение имеет отказ или корректировка поведения, так как именно такая реакция помогает изменить поведение человека в нужную для организации сторону.

Процесс сознательного научения поведению основывается на логической схеме (рис.2).

Когда человек сталкивается с необходимость предпринять какие-либо действия, предпринимает их на основе сложившихся у него представлений и уровне научения поведению.

Предпринятые действия приводят к соответствующим результатам и последствиям. Индивид оценивает полученные результаты и последствия и на основе своей оценки, принимает решение о корректировке своей модели поведения.

Схема процесса осознанного научения

Рисунок 2 – Схема процесса осознанного научения

Такие действия приводят к дальнейшему научению и корректировке поведения. Следовательно, поведение индивида можно оценивать с точки зрения следствия научения поведению. Сам процесс научения – это функция последствий для индивида, наступивших в результате предпринятых им действий.

Вывод

Все люди ведут себя по-разному даже в одинаковых ситуациях. Как же тогда организации подобрать необходимых сотрудников?

Первый способ – это подбор персонала на основе заданных характеристик, но стоит учитывать, что если вы найдете такого человек, то в дальнейшем требования организации могут измениться и это может привести к конфликту.

Второй способ – это научение поведению. Есть три типа научения: рефлекторное, бессознательное поведение; научение основанное на опыте прошлых лет; научение на основе наблюдения за окружающими и самим собой.

Все три типа научения стоит учитывать при корректировке и формировании поведения членов организации. Наиболее важную роль, ученые в мире менеджмента и психологии, отводят второму типу научения – научение на основе опыта прошлых лет, когда человек анализирует последствия собственного поведения и сознательно корректирует его.

В процессе работы человек также учится понимать собственную функциональную роль, учиться строить взаимоотношения в коллективе, решать поставленные задачи и добиваться собственных целей.

Дата написания статьи: 15.01.2016
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot