Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Модификация поведения человека в организации

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Взаимодействие человека и организации / Модификация поведения человека в организации
Содержание статьи

Компенсация как инструмент изменения модели поведения

Очевидно, что во многом последствия действий зависят от поведения человека, однако не стоит забывать и компенсации за его усилия, которую предлагают те, кто оценивал действия работника.

Компенсация, здесь рассматривается в широком смысле слова, как внешняя реакция на поведение человека, выражающаяся в том, что человек либо что-то приобретает, либо что-то теряет, добивается или не добивается поставленных целей, в результате предпринятых им действий.

Компенсацию осуществляться в разных видах. Это может быть материальное вознаграждение, устная похвала или критика.

Компенсация играет большую роль в процессе научения поведению, так как оказывает сильное влияние на закрепление или изменение модели поведения.

Если компенсация отсутствует, то последствия предпринятых действий могут, не проявится и не произойдет заметного изменения поведения, так как не произойдет научения поведению. Поэтому в процессе управления компенсация играет не только роль вознаграждения, но и инструмента, с помощью которого можно корректировать поведение работников.

Типы компенсации

При рассмотрении механизма компенсации с точки зрения научения поведению и его изменения, можно выявить четыре основных типа компенсации, которые способствуют закреплению или отказу от выбранной модели поведения (рис. 1).

Типы компенсации

Рисунок 1 – Типы компенсации

Рассмотри эти типы:

  1. Положительная компенсация. Такая компенсация заключается в вознаграждении, приводящем к приятным для человека последствиям. Такая положительная компенсация используется для закрепления желаемого поведения и может быть осуществлена в любой форме. Важно акцентировать внимание на том, за что выдается компенсация. Вознаграждение должно следовать только при осуществлении желаемых руководством действий и соответствовать интересам работника.
  2. Отрицательная компенсация. Смысл такой компенсации в том, что желаемое поведение приводит к устранению неприятных для человек обстоятельств или раздражителей. Так, например, тот, кто не ведет себя привычным или должным образом, может подвергаться насмешкам. При втором типе компенсации, так же как и при первом, важно, чтобы реакция окружения или руководства на изменение поведения наступала по возможности быстрее и, конечно же, носила индивидуальный характер.
  3. Наказание. Такой вид компенсации наступает в случае неверного и нежелательного поведения сотрудника. В данном случае, нежелательное поведение устраняется, в отличие от первых двух, где поведение корректируется.
  4. Компенсация в виде наказания состоит в том, что получая негативные последствия своего поведения, человек вынужден анализировать ситуацию, делать выводы в соответствии с ними менять модель поведения.

    Основная задача наказания устранить или сократить случаи нежелательного для организации поведения. Такой тип компенсации значительно менее действенен, чем положительная компенсация. Это связано с тем, что наказание имеет менее предсказуемый и менее устойчивый эффект, чем поощрение, зачастую приводит к косвенным негативным последствиям, таким как личная обида на наказавшего руководителя, потеря интереса к работе, изменение отношения к своей деятельности и т.п. Поэтому к наказанию как способу компенсации с целью научения поведению руководству следует относиться очень осторожно и внимательно отслеживать его возможные побочные негативные проявления.

  5. Гашение. Смысл такой компенсации заключается в том, что действия, которые раньше получали положительную компенсацию, перестаю как-либо оцениваться и вознаграждаться, что приводит к их исключению.

Определение частоты компенсации

Выбор конкретной формы компенсации играет важную роль в процессе корректировки модели поведения индивида в нужном для организации направлении.

Не менее значительную роль играет и частота компенсации. Выделяют два подхода к выбору частоты компенсации:

  1. Непрерывная компенсация. Компенсация происходит каждый раз после осуществления действий работником. Такой подход принято применять к новым работникам, которые еще обучаются своим профессиональным обязанностям.
  2. Периодическая компенсация. Компенсация происходит не каждый раз после какого-либо действия. Данный подход применят для корректировки модели поведения уже имеющихся работников.
  3. Периодическая компенсация включает в себя четыре типа компенсации (рис.2).

Типы периодической компенсации

Рисунок 2 – Типы периодической компенсации

Итак, первый тип. У него есть один существенный недостаток: желательное или позитивное поведение сотрудника непредсказуемо и может не попасть в интервал времени, когда осуществляется компенсация.

Второй тип: компенсации в разный момент времени заставляет сотрудников стремиться всегда, работать наиболее эффективно.

Третий: компенсация в таком случае зависит от объема выполненных работ и наступает тогда, когда выполнен норматив. Такой способ компенсации является более выгодным, чем первый или второй.

Четвертый тип считается высокоэффективным, так как компенсация может наступить после любого отдельного действия, что побуждает работников постоянно осуществлять «правильные» действия. Для того чтобы этот подход давал по-настоящему высокий результат в модификации поведения, важно, чтобы временные интервалы между компенсацией были не очень большими.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Ксения Вадимовна Дерюгина

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис