Теория черт
Теория черт, или еще ее называют теорией лидерских качеств – один из первых подходов в попытке изучить и объяснить лидерство. Согласно этой теории лидерами не становятся, ими рождаются. Исследователи считали, что существует устойчивый набор качеств, который отличает «великих людей». Ученые пытались научиться измерять эти качества для выявления лидеров. В попытке обобщить сотни проведенных исследований Ральф Стогдилл в 1948 году и Ричард Манн в 1959 году сгруппировали лидерские качества. Строгдилл выделил пять основных:
- уверенность в себе,
- знание дела,
- интеллектуальные способности,
- преобладание над другими,
- активность, энергичность.
Манн выделял семь качеств, среди которых ум был определяющим. Обоих ученых постигло разочарование, так как только один набор перечисляемых качеств не делала человека лидером. Несмотря на это, лидерские качества изучались до середины восьмидесятых годов. Уоррен Беннис, американский ученый, исследовав группу успешных лидеров из 90 человек, получил интересные результаты, разделив лидерские качества на группы:
- управление значением - умение понятно передавать значение идеи
- управление вниманием – умение представить цели, сущность результата в привлекательном для последователей свете
- управление доверием - умение построить такую последовательную и постоянную деятельность, вызвав доверие подчиненных.
- управление собой – знание своих сильных и слабых сторон, не боясь привлечь ресурсы других людей для усиления своих качеств.
При дальнейшем изучении выделили четыре группы лидерских качеств:
- физиологические: такие как вес, рост, телосложение, внешний вид, здоровье, энергичность. Нет четкой прямой связи, так как и люди с показателями ниже среднестатистических, могли стать влиятельными фигурами.
- эмоциональные: такие как независимость, смелость, честность, инициативность, работоспособность. Проявляются через характер человека. Список длинный, на практике не подтвердился.
- интеллектуальные: по результатам многочисленных исследований уровень интеллектуальных качеств у лидеров выше, но прямой связи нет. Так , например, если у последователей невысокий интеллектуальный уровень, то у лидера с высокими показателями возникнет много сложностей.
- личностные деловые: это приобретенные навыки для выполнения своих функций. Значимость возрастает в зависимости от уровня организационной иерархии. Не выявлено, насколько они являются определяющими для лидера, так как они специфичны. То есть качества, которые одному человеку помогли стать лидером в банке, возможно, не пригодятся для карьерного роста в театре.
У теории черт есть свои недостатки:
- перечень лидерских качеств огромен, отсутствует единый образ лидера.
- из-за отсутствия мер по измерению качеств, не удалось определить четкую связь между лидерством и описанными качествами.
Подход интересен, но на практике не принес никакой пользы.
Концепции харизматического лидерства
Современная концепция, опирается на работы Макса Вебера, представлена следующими авторами:
- Б. Шамир,
- В.М Басс,
- М. Артур,
- Р.Й Хозе.
Суть теории в том, что идеальный работник является отражением лидера, который может изменять его ценности. Работник верит в лидера, почитает его, руководитель способен вдохновить сотрудника. Мотивирующее воздействие через механизм подражания, наделения лидера харизмой, принятие его ценностей. Влиять на ценности людей могут лишь избранные. Р.Й Хозе, Б. Шамир видели лидерство не через влияние одного человека на другого, а влияние человека на группу. В основе это лежит ценность для сотрудника, что он относиться к какой-то группе. Лидер повышает эту идентификацию, соотнося ценности индивида с общими ценностями, интересами. Групповые потребности становятся выше индивидуальных, что усиливает коллективные ценности.
Важным в харизме лидера считается его способность изменять виденье действительности у последователей, что позволяет им внушать новые ценности, при этом отмечая значимость индивидуальных ценностей, связывая их с общими задачами. Рассчитывать на доверие группы возможно лишь при условии, что лидер знает и уважает ценности, потребности, идентификации ведомых. Харизму может усилить личная увлеченность лидера коллективными целями, его идентификация с группой.
Лидеры через нравственный аспект трудовой деятельности, усиливают мотивацию. Центральное звено – вера в собственную компетентность, помогает повысить индивидуальную производительность, упорство в преодолении трудностей, базируется на коллективном ожидании высокой производительности от каждого сотрудника. Первостепенную роль в такой группе играет внутренняя мотивация, а не внешние стимулы. Лидер дает надежу на реальное лучшее будущее. Высокая зарплата в такой ситуации является лишь конечной целью.
Недостатком такой концепции является яркая зависимость работы группы от лидера, что приводит к сбою в ее деятельности в случае потери лидера. Такая концепция чаще применяется в группах с невысокой спецификацией трудовых функций, без четких стратегий осуществления организационных задач.
Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства
Представляет собой вторую волну в развитии теории черт. Выделяются индивидуальные качества и характерное поведение при достижении целей, которые могут отличаться. Например мягки и добрый человек, будучи руководителем в армии вырабатывает в себе уверенность, строгость, решительность. Данная концепция вносит в теорию лидерства такие понятия, как задачи, цели, которые связаны с конкретной ситуацией. Стиль поведения лидера складывается в результате взаимодействия его личных качеств и поставленных задач, зависит от социальных условий. Об этом писали Т.Хилтон, Р.Строгдилл, А.Голдиер в ситуационной концепции, считая, что лидер – это функция конкретной ситуации, что при других условиях данный лидер может им уже не быть. То есть конкретные обстоятельства отбирают лидера и определяют его поведение.
В такой ситуации лидерские качества относительны, но в целом их отличает уверенность, целеустремленность, компетентность, готовность брать на себя ответственность. Данная теория имеет недостаток, она не в полной мере отражает активность лидера, его способность принимать решения при изменении условий, считая роль ситуации ведущей в формировании лидерства. Э.Хартли дополнил ситуационную теорию, раскрыв природу этого феномена:
- если человек стал лидером в одной ситуации, это увеличивает его возможности стать лидером при других условиях;
- человек приобретает авторитет, оказавшись лидером при определенных условиях, что способствует его избранию на руководящую роль и закреплению лидерства;
- человек ставший лидером, вследствие стереотипности мышления, воспринимается как лидер в принципе;
- лидерами становятся люди, которые имеют соответствующую мотивацию.
Существует понятие ситуационного эффективного руководства, объясняющее, применение разных стилей руководства в зависимости от ситуации. К лидерству отношение не имеет.
Теория конституентов и интерактивный анализ
Уточнением и развитием ситуационной концепции является теория последователей (конституентов), объясняющая феномен лидера через аналогию, что свита, делает короля. Именно его последователи, по мнению Ф.Стэнфорда, воспринимают ситуацию, лидера, и решают, принимать его или нет. Роль данной концепции решающая при выборе неформальных лидеров, а так же руководителей в демократических организациях. Лидерство, в свете данной теории, это особые отношения между лидером и группой, поведение лидера, возможно предсказать, изучив его последователей. Через конституентов происходит воздействие на лидерство господствующей культуры, в первую очередь ценностных ориентации, а так же ожиданий работников.
Рассмотренные теории частично объясняют, почему кто-то становится лидером, но не отражают, почему кто-то стремиться к лидерству, а кто-то нет, и можно ли воздействовать на формирование лидерства.
Психологические теории лидерства
Психологические теории помогают объяснить субъективные механизмы лидерства. Фрейд считал, что подавленное либидо лежит в основе лидерства, которое в результате сублимации проявляется в стремлении к лидерству. Т. Адорно, Э. Фромм выделили типы личностей, склонных к авторитаризму, стремящихся к власти. По их мнению, такая личность формируется в некомфортных общественных условиях, у человека возникает желание уйти от нестабильности в сферу господства.
Для авторитарной личности власть-это психологическая потребность, способ избавиться от комплексов, навязывая свою волю другим, что является проявлением слабости. Такие лидеры не принимают демократический стиль, чаще заботятся об увеличении свой власти, чем об интересах дела. За такими лидерами необходим постоянный контроль. Для многих власть не привлекательна, для кого - то она лишь инструмент, для достижения благ. Инструментальная мотивация лидерства распространена в организациях.