Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Теория лидерских качеств

Содержание статьи

Теория лидерских качеств отражает в себе ранние подходы к объяснению и изучению лидерства. Первые исследователи делали попытки выявить качества, которые отличают великих исторических личностей от масс. Исследователи считали, что лидер имеет какой-то уникальный набор не меняющихся во времени, устойчивых качеств. Исходя из чего, учеными осуществлялись попытки выявить лидерские качества, научиться их измерять и использовать для выявления лидера. Данный подход был основан на вере в то, что лидерами не становятся, а рождаются.

Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров

Изучение в последующем привело к выделению таких групп лидерских качеств, как: физиологические, психологические, интеллектуальные и личностные (табл. 1).

Таблица 1. Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров

Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров

К физиологическим относятся вес, рост, телосложение, внешний вид, энергичность движений человека. Конечно, в некоторой мере связь между наличием этих качеств и лидерством может существовать. Однако, если человек физически выше и крупнее, чем средний человек в некоторой группе, это еще не дает ему никакого права быть лидером в ней.

Психологические или эмоциональные качества на практике проявляются основным образом через характер человека. Они имеют и преемственные, и воспитательные основы. Врожденные задатки являются первоосновой психических качеств, которые могут иметь двойственный характер:

  • психические качества, которые не подвергаются или слабо подвергаются коррекции (склонность к риску, стремление к лидерству, свойства темперамента);
  • психические качества, которые могут подвергаться усовершенствованию (уровень интеллекта, память…).

Под влиянием опыта совершенствуются и психологические качества, который человек приобретает в процессе своей жизни.

Исследование умственных и интеллектуальных качеств в их связей с лидерством проводилось множеством ученых, и их результаты друг с другом совпадают в том, что уровень таких качеств у лидера выше, чем у нелидеров. Базовыми интеллектуальными способностями для лидеров должны быть: стремление постоянно самосовершенствоваться, наличие склонности к восприятию новых идей, панорамность мышления и профессиональная компетентность, способность к самоанализу.

Готовые работы на аналогичную тему

Деловые качества носят в основном характер приобретенных (развитых) привычек и умений у лидера в выполнении своих функций. Сюда также можно отнести деловитость, предприимчивость, стабильное проявление инициативы, умение принимать нестандартные решения.

Теория великих людей

Ниже приведены некоторые соотношения, обнаруженные исследователями между некоторыми личностными характеристиками и лидерством.

  1. Лидер обычно обладает чуть более высоким интеллектом, чем его последователи. Претенденту на позицию лидера нельзя ни в коем случае отрываться от средних интеллектуальных уровней последователей его. Как правило, чересчур умный лидер толпой неминуемо отторгается как «далекий от народа».
  2. Мотивация власти. Большинство лидеров движимо сильнейшим желанием власти. У них повышена концентрированность на собственной персоне, заботы о престижности, честолюбие, они энергичны. Такой лидер обычно лучше социально подготовлен, проявляет большую гибкость и адаптационную способность. Способность к интригам и властолюбие помогают таким лидерам оставаться «на плаву»длительное время. Но для них явно существует проблема эффективности.
  3. Исследование исторических архивов показало, что в числе около 600 известных монархов наиболее популярными были или очень высокоморальные, или же исключительно аморальные личности. Отсюда можно сделать вывод о том, что существует два пути к популярности: надо либо быть образцом добродетели и морали либо обладать беспринципностью.
  4. Американским психологом Симонтоном собрана информация, касаемо почти ста личностных свойств всех американских президентов. Сюда включены характеристики семей, в которых они выросли, их образование, прежние занятия и непосредственно черты личности. При этом только три из рассмотренных переменных: рост, размеры семьи и количество книг, опубликованных до момента вступления в должность президентом, — имеют взаимозависимость с эффективностью президентской деятельности на своем посту, устанавливаемой по оценкам историков. Симонтон определил, что президенты США, которые выросли в небольшой семье, чаще в истории оставались великими политическими деятелями. Например, Ф. Рузвельт, которого многие историки считают одним из самых выдающихся президентов, был в семье единственным ребенком. Прочие 97 характеристик, включая личностные черты, согласно результатам проведенного исследования никак вообще не связаны с эффективностью человека в качестве лидера.
  5. Существует незначительная положительная зависимость между вероятностью становления человека лидером группы и его ростом. Так, почти все проводимые в США выборы выигрывал более высокий кандидат, исключение составляют лишь два случая: победа Р. Никсона над Д. МакГоверном в 1972 г. и победа Дж. Картера над Дж. Фордом в 1976 г. При этом высокие президенты чаще становятся заметной исторический фигурой. Можно сказать, что у высокого человека немного больше шансов стать лидером. Но не следует забывать и того, что величайшими лидерами также были Гитлер, Наполеон, Сталин, Ленин и многие другие, которые высоким ростом не могли похвастаться.
  6. Как это ни странно, не существует многочисленных свидетельств того, что такие черты, как смелость, харизма, желание доминировать и уверенность в себе - показатели эффективности деятельности того или иного человека в качестве лидера.
Вывод

Итак, в целом достаточно сложно предсказать, насколько хорош в качестве лидера будет тот или иной человек, лишь на основании его личностных характеристик. Поэтому исследователи со временем стали больше склонятся к мнению, что одни лишь черты личности рассматривать недостаточно. Важно учитывать и ситуацию, в которой данные черты проявляются. Однако это не означает, что свойства личности не влияют вообще на шансы стать лидером. Нужно просто рассматривать в совокупности личность человека и характер ситуации, в которой он играет лидерскую роль. Согласно данной точке зрения, для того чтобы быть эффективным лидером, «великим человеком» не нужно быть. Скорее, нужно в подходящее время оказаться подходящим человеком в подходящем месте.

Недостатки теории лидерских качеств

Теория лидерских качеств имеет ряд недостатков. Так, перечень потенциально существенных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По данной причине создать «единый верный» образ лидера стало невозможным.

Таким образом, описанный подход, изучающий лидерские качества, достаточно интересен, но к сожалению, он не приносит пользы на практике. Несомненной его заслугой стало то, что послужил толчком к развитию прочих концепций лидерства.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Виктория Андреевна Останкова

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис