Уровни принятия решений
Выделяют два основных уровня: индивидуальный и коллективный. Индивидуальный определяется текущими процессами в организации, коллективный формируется при сложных задачах и решениях.
Выбор в пользу групповых решений оптимален в следующих ситуациях:
- этические нормы не позволяют принимать индивидуальные решения;
- нужна независимая оценка (эксперты);
- есть затруднения в выборе альтернатив у руководителя.
Групповое решение может привести к конформизму в организации, единому мышлению, что мешает появлению нестандартных методов решения проблем. К тому же коллектив может приобрести иллюзию независимости от руководства, давить на «несогласных» и т.д. Чтобы этого избежать, нельзя прибегать к групповым методам регулярно, а при собирании групп привлекать одних и тех же менеджеров, нужно поощрять разность мнений и слушать меньшинство так же, как и большинство. Очень важно сохранять беспристрастность оценок во время дебатов.
Этапы принятия решений
Подготовка к принятию управленческого решения и его реализация основаны на предварительно собранной информации, имеющихся ресурсах и целях организации. В общем виде движение от исходных данных до реализации решения проходит следующие этапы:
- Сбор данных. Это необработанные цифровые данные и факты и разных источников), которые проходят анализ, из которого выводятся альтернативные варианты решений. Информация содержит сведения о ресурсах, потребности в них для каждой альтернативы, юридические нормы и др.
- Оценка последствий после реализации решения. Рассматривается для каждой из альтернатив. При отсутствии полных данных можно опираться на здравый смысл и опыт менеджера. Иногда выбор альтернативы обусловлен принятым ранее решением.
- Собственно принятие решения. Решение принимается в виде директив со стороны руководства организации, оно соответствует целям и распределяет задачи по подразделениям.
- Реализация решения. Возможные результаты уже рассчитаны при помощи математических моделей, но в условиях нестабильной внешней среды фактические результаты могут отличаться. Реализация решений требует ресурсов.
- Оценка результатов, взятие ответственности за решение. Как действия, так и их отсутствие влечет за собой последствия. Полученные после действий результаты оцениваются и являются исходными данными для последующих решений. Ответственность после принятия решения сказывается не только внутри организации, но и во внешней среде (например, если решение повлекло за собой повышение размеров экологически опасного производства, то последствия будут ощущаться на экологии региона, и т.д.).
Технологически процесс принятия решений представляет собой набор процедур, которые осуществляются в организации и которые взаимосвязаны между собой. В процесс подготовки и принятия решения во всех источниках включают лицо, принимающее решение (на практике это конкретный менеджер или группа менеджеров, разрабатывающая решение и берущая на себя ответственность за него). Схематически технология принятия решений выглядит так:
Рисунок 1. Процесс принятия управленческих решений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Этап признания необходимости решения включает анализ ситуации, формулирование проблемы сбор и анализ информации. Этап принятия решения включает разработку и анализ альтернатив, проводятся различные расчеты с применением новых технологий; выбираются критерии отбора альтернатив, принимается сформированное решение (и оформляется в виде директив).
Этап выполнения решения включает меры по доведению решения до исполнителей, осуществление действий и контроль их хода, собираются данные о результате, им дается оценка.
Каждое решение влечет за собой результат, измеримый в конкретных показателях, поэтому цель управленческого решения – поиск форм, средств и инструментов, которые способствуют достижению оптимального в данных условиях результата.
Трудности процесса принятия решений
- недостаток информации;
- необъективная или ложная информация;
- ошибки управленческого опыта;
- наличие личных предпочтений у руководителя;
- низкая квалификация и способности руководителя;
- плохое качество организации принятия решений (стратегическое или тактическое руководство);
- низкое качество реализации решений (оперативное руководство).
В каждый момент времени руководители разного уровня принимают решения по проблемам, которые они одновременно рассматривают. Каждая ситуация может изменяться по масштабам возможных прибыли или убытков, срочности действий. Поэтому руководитель, который пользуется моделями упорядоченного принятия решений, имеет больше шансов получить хорошие результаты после принятия решения. Повысить эффективность принятия решений можно, исходя из следующих рекомендаций:
- Ответственность не берется добровольно никем, даже самыми лучшими руководителями;
- Процесс согласования должен контролироваться на всех этапах (совещания и заседания с участием менеджеров высшего звена);
- Данные и идеи фиксировать нужно всегда;
- Пополнять знания по разработке управленческих решений с помощью специализированной литературы.
На практике эффективному принятию решений препятствуют разные ограничения, такие как узкие полномочия менеджеров, недостаток ресурсов (финансы, персонал). Для выбора альтернатив определяются стандарты принятия решений – критерии оценки.