Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Значение и процесс принятия управленческих решений

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Управленческие решения / Значение и процесс принятия управленческих решений
Содержание статьи

Определение. Значение управленческих решений

Замечание 1

Управленческие решения - это основной вид управленческой деятельности, система взаимосвязанных, логически последовательных и целенаправленных действий, которые в итоге обеспечивают решение управленческих задач.

Значение управленческих решений проявляется в его функциях:

  • стратегической функции - создание долгосрочной стратегии развития предприятия;
  • координирующей функции - согласование действий для принятия качественных решений;
  • мотивирующей функции - организационное и экономическое стимулирование подчиненных.

Виды управленческих решений

Управленческие решения классифицируются по разным признакам. Одними из основных признаков являются условия принятия решений:

  • решения в условиях определенности,
  • решения в условиях риска.

Существуют также другие критерии, согласно которым классифицируются решения:

  • по длительности действия последствий (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные решения),
  • по частоте принятия (повторяющиеся и одноразовые),
  • по широте охвата (узкоспециализированные и общие, касающиеся всех сотрудников),
  • по форме подготовки (коллективные, групповые, единоличные),
  • по сложности (простые и сложные),
  • по жесткости регламентации (контурные, структурированные, алгоритмические).

В управленческой деятельности сложилось два подхода к принятию решений:

  1. Индивидуальный, при котором наибольшее значение имеет централизация принятия решений, которые принимаются на высшем уровне управления.
  2. Групповой - на любом уровне принятия решения привлекают сотрудников. Этот подход позволяет главным менеджерам избежать участия в решении мелких ежедневных проблем. Разрешение сотрудникам принимать участие в принятии решений затрагивает их непосредственные интересы и увеличивает эффективность принятия решений.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 2

Принятие решений - психологический процесс, способы которого варьируются от спонтанных до глубокологических, и могут иметь интуитивный и рациональных характер.

Интуитивные решения основаны на суждениях и ощущениях правильности принятия решения, зависят от знаний и накопленного опыта, а рациональные решения опираются на объективный логический процесс.

Процесс принятия решений

Данный процесс многосторонен и сложен, включает несколько стадий. В каждом случае стадии могут отличаться и зависят от выбора менеджера, основывающегося на его квалификации, стиле руководства, ситуации, культуры общения, принятой в организации.

Классический подход к принятию решений включает следующие стадии:

  • определение проблемы,
  • определение ограничений и выбор альтернатив,
  • принятие решения,
  • исполнение решения,
  • контроль над реализацией решения.

Определение проблемы состоит в анализе ситуации, изучении положения дел и целей, предварительной формулировке критериев решения, т.е. это процесс обнаружения, осознания возникшего отклонения от первоначально установленных планов, и оценки проблемы.

К источникам, позволяющим обнаружить проблему относятся:

  • анализ информации,
  • личный обзор,
  • общественное мнение,
  • мнение подчиненных и других менеджеров.

Оценкой проблемы является установление ее масштабов и природы, причин и источников, оценка степени ее серьезности и средств для решения.

Замечание 3

Иногда причиной образования проблем могут быть внешние силы, не поддающиеся изменению. Ограничения подобного рода сокращают возможности принятия решений, поэтому важно определить их источник, суть и обозначить возможные альтернативы, выявить все возможные действия, которые позволят устранить причину появления проблемы.

На стадии принятия решения прорабатываются многовариантные решения, оцениваются, отбирается альтернатива с наиболее благоприятными последствиями.

В процессе реализации решения принимаются меры по конкретизации и доведению управленческого решения до исполнителей.

В процессе контроля существует возможность выявить отклонения и внести поправки для полной реализации решения, с помощью контроля устанавливается обратная связь между менеджером и подчиненными.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 20 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис