Управленческие решения - это основной вид управленческой деятельности, система взаимосвязанных, логически последовательных и целенаправленных действий, которые в итоге обеспечивают решение управленческих задач.
Значение управленческих решений проявляется в его функциях:
Управленческие решения классифицируются по разным признакам. Одними из основных признаков являются условия принятия решений:
Существуют также другие критерии, согласно которым классифицируются решения:
В управленческой деятельности сложилось два подхода к принятию решений:
Принятие решений - психологический процесс, способы которого варьируются от спонтанных до глубокологических, и могут иметь интуитивный и рациональных характер.
Интуитивные решения основаны на суждениях и ощущениях правильности принятия решения, зависят от знаний и накопленного опыта, а рациональные решения опираются на объективный логический процесс.
Данный процесс многосторонен и сложен, включает несколько стадий. В каждом случае стадии могут отличаться и зависят от выбора менеджера, основывающегося на его квалификации, стиле руководства, ситуации, культуры общения, принятой в организации.
Классический подход к принятию решений включает следующие стадии:
Определение проблемы состоит в анализе ситуации, изучении положения дел и целей, предварительной формулировке критериев решения, т.е. это процесс обнаружения, осознания возникшего отклонения от первоначально установленных планов, и оценки проблемы.
К источникам, позволяющим обнаружить проблему относятся:
Оценкой проблемы является установление ее масштабов и природы, причин и источников, оценка степени ее серьезности и средств для решения.
Иногда причиной образования проблем могут быть внешние силы, не поддающиеся изменению. Ограничения подобного рода сокращают возможности принятия решений, поэтому важно определить их источник, суть и обозначить возможные альтернативы, выявить все возможные действия, которые позволят устранить причину появления проблемы.
На стадии принятия решения прорабатываются многовариантные решения, оцениваются, отбирается альтернатива с наиболее благоприятными последствиями.
В процессе реализации решения принимаются меры по конкретизации и доведению управленческого решения до исполнителей.
В процессе контроля существует возможность выявить отклонения и внести поправки для полной реализации решения, с помощью контроля устанавливается обратная связь между менеджером и подчиненными.