Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Процесс принятия государственного управленческого решения

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Управленческое решение / Процесс принятия государственного управленческого решения
Содержание статьи

Понятие государственного управленческого решения

Определение 1

Государственное управленческое решение – это решение, которое в установленном порядке принимает правомочная государственная структура.

Компонентами государственного управленческого решения являются:

  • государственная программа, обязательная для выполнения, с указанием целей и задач,
  • способы, средства и ресурсы кадрового, финансового и материально-технического характера, которые нужны для оптимальной реализации решения в общественных интересах.

Государственное управленческое решение представляет собой идеальную модель будущего состояния управляемой социальной системы, с помощью которой государством формулируется представление о форме, содержании, обязательности или желательности социальных преобразований. Целью государственных управленческих решений является мобилизация, организация и ориентация людей на практическое преобразование действительности в рамках принятых раньше политических проектов и программ.

Если рассматривать государственные управленческие решения с формальной точки зрения, то их можно определить как политико-правовой акт, содержащий выраженное в логической форме воздействие управляющих звеньев (должностных лиц, государственных органов) на управляемые субъекты (общественную систему), ориентированное на достижение провозглашенных целей, удовлетворение потребностей и достижение интересов управления.

В наиболее широком понимании под государственным управленческим решением понимают облеченную в официальную форму государственную властную волю, обеспечивающую целенаправленное воздействие со стороны власти на социальную действительность с опорой на закрепление в государственных актах соответствующего вида.

Важнейшая особенность государственных управленческих решений – то, что они являются источниками права, порождают и закрепляют право в конкретных правовых формах. Причем источником права государственное управленческое решение является как по форме документального закрепления:

  • указ,
  • закон,
  • решение,
  • постановление,
  • инструкция,
  • приказ,
  • частное определение и т.д.,

Готовые работы на аналогичную тему

так и по социальной сущности. Принятие государственных управленческих решений происходит не по единоличной воле того или иного руководителя, а разработка – не в «тиши богато обставленных кабинетов». Первоосновой государственных управленческих решений выступает реальная социальная жизнь и правовое и политическое сознание граждан (в первую очередь – министров, депутатов и других должностных лиц, а также ученых и общественных деятелей), а также процессы, характеризующие различные общественные сферы:

  • политику,
  • экономику,
  • культуру,
  • здравоохранение,
  • образование,
  • жилищно-коммунальное хозяйство,
  • межконфессиональные и межнациональные отношения и т.д.

В ходе развития рыночных отношений возникает потребность в принятии государственных управленческих решений, касающихся правового статуса и регулирования разнообразных форм собственности, развития предпринимательской инициативы, оптимизации инвестиционных и налоговых процессов. Если структура населения характеризуется обилием национальностей, требуются решения по части федеративных и межнациональных связей. Совокупность и соподчиненность принимаемых государственных управленческих решений порождают сложную систему, включающую вертикальные (иерархические) и горизонтальные (функциональные, отраслевые) связи.

Особенности процесса принятия государственных управленческих решений

Управленческие решения, принимаемые государственными органами, направлены на развитие или преобразование крупномасштабных или сложных объектов, обладающих различной природой. Так, местные и центральные органы управления создают программы и проекты, разрабатывают решения для социальных, экономических и экологических систем. Сами государственные органы, выступающие в роли субъекта управления, также являются сложными и крупномасштабными системами. Чтобы оценить эффективность управленческих решений, принимаемых в такой системе, требуется сложная система критериев.

Иными словами, чтобы в современных условиях принимать эффективные государственные управленческие решения, обязательно нужно учитывать системность субъектов, объектов и критериев. Для этого требуется знать:

  • принцип системности, выраженный в одной из конструктивных форм,
  • законы системности и эволюции систем,
  • принципы развития систем в контексте системы выработки и осуществления государственных управленческих решений.
Замечание 1

Государственный служащий, как принимающее решения лицо, должен пользоваться научно обоснованным системным механизмом выработки и осуществления решений.

Развитие системных исследований может быть разделено на четыре этапа:

  • предшествующий. На этом этапе системность рассматривалась отдельно в разных науках,
  • возникновение идеи общей теории систем,
  • развитие теории информации и кибернетики,
  • развитие системного подхода и теории систем.

Повседневная практика государственного управления показывает, что государственное лицо, принимающее решения, обычно формирует из государственных служащих и привлекаемых экспертов команду специалистов, с участием которой формируются, принимаются и реализуются государственные решения. Распространено два подхода:

  • специалисты формируют и согласовывают варианты программы (решения), а затем представляют их принимающему решения лицу,
  • принимающее решения лицо выбирает единственную программу, которая утверждается (согласовывается) и реализуется.

Система принятия государственных решений включает три подсистемы:

  • государственное управление процессами формирования, принятия и осуществления решений (включает лицо, которое принимает решения, и его аппарат),
  • формирование, принятие и осуществление решений (включает лицо, которое принимает решения, и привлеченных специалистов-экспертов),
  • государственные управленческие коммуникации.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис