Государственное управленческое решение – это решение, которое в установленном порядке принимает правомочная государственная структура.
Компонентами государственного управленческого решения являются:
Государственное управленческое решение представляет собой идеальную модель будущего состояния управляемой социальной системы, с помощью которой государством формулируется представление о форме, содержании, обязательности или желательности социальных преобразований. Целью государственных управленческих решений является мобилизация, организация и ориентация людей на практическое преобразование действительности в рамках принятых раньше политических проектов и программ.
Если рассматривать государственные управленческие решения с формальной точки зрения, то их можно определить как политико-правовой акт, содержащий выраженное в логической форме воздействие управляющих звеньев (должностных лиц, государственных органов) на управляемые субъекты (общественную систему), ориентированное на достижение провозглашенных целей, удовлетворение потребностей и достижение интересов управления.
В наиболее широком понимании под государственным управленческим решением понимают облеченную в официальную форму государственную властную волю, обеспечивающую целенаправленное воздействие со стороны власти на социальную действительность с опорой на закрепление в государственных актах соответствующего вида.
Важнейшая особенность государственных управленческих решений – то, что они являются источниками права, порождают и закрепляют право в конкретных правовых формах. Причем источником права государственное управленческое решение является как по форме документального закрепления:
так и по социальной сущности. Принятие государственных управленческих решений происходит не по единоличной воле того или иного руководителя, а разработка – не в «тиши богато обставленных кабинетов». Первоосновой государственных управленческих решений выступает реальная социальная жизнь и правовое и политическое сознание граждан (в первую очередь – министров, депутатов и других должностных лиц, а также ученых и общественных деятелей), а также процессы, характеризующие различные общественные сферы:
В ходе развития рыночных отношений возникает потребность в принятии государственных управленческих решений, касающихся правового статуса и регулирования разнообразных форм собственности, развития предпринимательской инициативы, оптимизации инвестиционных и налоговых процессов. Если структура населения характеризуется обилием национальностей, требуются решения по части федеративных и межнациональных связей. Совокупность и соподчиненность принимаемых государственных управленческих решений порождают сложную систему, включающую вертикальные (иерархические) и горизонтальные (функциональные, отраслевые) связи.
Управленческие решения, принимаемые государственными органами, направлены на развитие или преобразование крупномасштабных или сложных объектов, обладающих различной природой. Так, местные и центральные органы управления создают программы и проекты, разрабатывают решения для социальных, экономических и экологических систем. Сами государственные органы, выступающие в роли субъекта управления, также являются сложными и крупномасштабными системами. Чтобы оценить эффективность управленческих решений, принимаемых в такой системе, требуется сложная система критериев.
Иными словами, чтобы в современных условиях принимать эффективные государственные управленческие решения, обязательно нужно учитывать системность субъектов, объектов и критериев. Для этого требуется знать:
Государственный служащий, как принимающее решения лицо, должен пользоваться научно обоснованным системным механизмом выработки и осуществления решений.
Развитие системных исследований может быть разделено на четыре этапа:
Повседневная практика государственного управления показывает, что государственное лицо, принимающее решения, обычно формирует из государственных служащих и привлекаемых экспертов команду специалистов, с участием которой формируются, принимаются и реализуются государственные решения. Распространено два подхода:
Система принятия государственных решений включает три подсистемы: