Предпосылки стратегического управления
Ориентация на долгосрочную перспективу должна становится главной чертой внутрифирменного управления. Это означает проведение исследований, различных операций, инновационную деятельность, максимально эффективное использование трудовой активности персонала. Сокращение уровней аппарата управления, а также продвижение и оплата работников в соответствии с реальными результатами станут основными направлениями изменений в структуре управления. Стратегическое управление становится одним из важнейших факторов конкурентоспособности фирмы.
Определение стратегии зависит от сложившейся ситуации, в которой функционирует организация. Однако существуют и общие, базовые подходы. Стратегический менеджмент основывается в своих представлениях о организации как об достаточно стабильной системе, интегрирующей в себя различные формы ресурсов с течением времени. Стратегическое управление подразумевает попытки проникнуть за пределы управляемых процессов, на основе анализа и интуиции предвидеть результаты функционирования, рисковые ситуации, неблагоприятные события. Стратегическое управление несёт «выращивание» положительных, сильных сторон предприятия, его внутреннюю устойчивость и способность к оздоровлению.
Анализ внешней среды
На всех стадиях стратегического управления предприятием проводится обязательный анализ окружающей среды. Он предполагает изучение трёх основных составляющих:
- внешней среды,
- непосредственного окружения,
- внутренней среды компании.
Посредством анализа внешней среды, разработчики стратегического плана контролируют внешние факторы, влияющие на организацию. Анализ позволяет оценить потенциальные угрозы для фирмы, а также степень их влияния. Он включает в себя изучение экономических факторов, политических процессов, социальной и культурной составляющей общества, научно-техническое развитие и иные факторы. Он помогает получить необходимые данные и даёт время на прогнозирование возможностей, составление плана и случай непредвиденных обстоятельств. Также, анализ является системой раннего предупреждения на случай возможных угроз, так как позволяет выявить их, а значит, и дать время на разработку контрмер.
Факторы анализа внешней среды
Анализ проводится по семи основным факторам: экономическим, политическим, рыночным, технологическим, правовым, социальным.
Анализ экономических факторов позволяет понять, как формируются и распределяются ресурсы и является жизненно необходимым. Изучение экономики несёт в себе изучение ряда показателей, но интерес для стратегического управления представляют не значения показателей как таковые, а то, какие возможности для ведения бизнеса они могут дать. Анализ экономической компоненты направлен на комплексную оценку всех её элементов и её состояния. Он представляет собой фиксацию уровней рисков.
Политические факторы дают представление о намерениях органов власти, с помощью которых проводится Государственная политика, и которые могут повлиять на общество.
Рыночные факторы представляют область постоянного беспокойства для любой организации в силу своей изменчивости. В анализ рыночных факторов входит огромное число пунктов, которые так или иначе, могут оказать влияние на фирму.
Анализ технологических факторов позволяет вовремя увидеть возможности, которые даёт наука для развития бизнеса.
Правовые факторы включают в себя различные законы и правовые акты.
Социальные – отношение людей к качеству жизни и работе, обычаи, демографическую структуру. Международные – валютные курсы, возможности доступа к сырьевым материалам и другие.
Анализ внешней среды позволяет организации создать необходимый перечень возможностей и опасностей, с которыми она может столкнуться на пути реализации её стратегического плана.