Виды менеджмента и их характеристики
Менеджмент является очень разнообразным. Поэтому нецелесообразно рассматривать его лишь с одной точки зрения – следует опираться на данные о видах менеджмента и, исходя из их характеристик формировать мнение о менеджменте в целом.
Виды менеджмента – это специальные узконаправленные отрасли управленческой деятельности, которые ориентированы на решение конкретных менеджерских задач.
По признакам объекта управленческой деятельности исследователи выделяют такие виды менеджмента, как:
- общий;
- функциональный.
Общий менеджмент включает в себя управление все персоналом и предприятием в целом. Структурные единицы предприятия являются центром прибыли, и без качественного управления они не смогут приносить эту самую прибыль. Но анализ общих характеристик менеджмента в определенный момент оказался нецелесообразным, поскольку у исследователей появилось намного больше идей и вариантов по рассмотрению менеджмента с точки зрения узких направлений. Менеджмент характеризовался через инновации, персонал, снабжение и производство продукции, сбыт товаров и услуг, контроль качества, финансов и экологии, а также внешнеэкономической деятельности.
Таким образом появилось несколько видов функционального менеджмента, где управленческие решения касались отдельных категорий и видов деятельности. Стали формироваться инновационный и персональный менеджменты, менеджмент снабжения и производственное направление, менеджмент маркетинга и качества, финансовый и международный, а также экологический менеджмент. У каждого из перечисленных направлений имеются свои объекты и задачи, цели работы и особенности выбранной методики и инструментария.
Суть общего менеджмента состоит в том, что эксперты осуществляют в целом управление организацией и контролируют самостоятельные хозяйственные звенья. Звенья являются центрами прибыли, соответственно эксперты пользуются определенными механизмами для регуляции деятельности, непрерывно ищут новые пути для совершенствования деятельности и увеличения прибыли от производства и сбыта товаров и услуг. Функциональный (иными словами – специальный) менеджмент сводится к тому, чтобы осуществлять успешное и качественное управление определенными сферами и направлениями деятельности организации в целом и ее отдельных структурных подразделений. Например, управление инновациями, сбытом и снабжением, маркетинговой деятельностью и финансами.
По содержательным признакам принято различать нормативный, стратегический и оперативный менеджмент. Нормативное направление предусматривает непрерывную разработку и последующую реализацию философии и стратегии организации, предпринимательской политики, определение позиции организации среди других конкурентов и компаний, которые занимаются производством и сбытом аналогичной продукции. Стратегический менеджмент в свою очередь предполагает выработку набора стратегий, распределение стратегических идей и парадигм во времени, формирование потенциала успеха компании и обеспечение стратегического контроля за реализацией стратегических направлений и идей.
Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации. В организациях протекают определенные процессы управления объектами. К ним относятся управление персоналом, управление операциями и иные аналогичные процессы, осуществляемые в конкретный период времени. Однако это одновременно и частные виды менеджмента, которые имеют место быть в организациях. Они имеют соответствующие названия: менеджмент персонала, операционный менеджмент
Специальный менеджмент и его разновидности
Специальный менеджмент воздействует на отдельные коллективные подразделения, отдельных работников и координирует их деятельность. Существует несколько видов специального менеджмента:
- Операционный;
- Стратегический;
- Инновационный;
- Менеджмент персонала;
- Менеджмент качества.
Операционный вид менеджмента определяет эффективность деятельности предприятия и производства продукции. Операционный менеджмент соответствует нескольким стратегиям и обеспечивает значительное улучшение показателей производительности, надежности и выполнения процессов. Операционный менеджмент также повышает конкурентоспособность компании в целом и выводит ее на количественно и качественно новый уровень.
Операционный менеджмент характеризуют в качестве деятельности, направленной на управление процессов приобретения материалов. Материалы превращают в уже готовый продукт, и поставляют продукт покупателю. Также операционный менеджмент характеризуется в качестве управления производством предметов и услуг и деятельности, связанной с разработкой и последующим использованием производственных систем, их усовершенствованием.
Стратегический менеджмент – этот подход подразумевает создание единой системы управления предприятием и его структурными подразделениями. Подход ориентирован на стабильную деятельность в долгосрочной перспективе и на рост эффективности предприятия. Стратегический менеджмент - это деятельность по управлению, связанная с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые дают возможность ей добиться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям.
Инновационное направление в менеджменте является значимой сферой в работе любого предприятия. Инновационный менеджмент неразрывно связан с реализацией общих функций менеджмента, а именно планирование и организация, мотивация и контроль. Предмет инновационного вида – это система управления инновационной деятельностью предприятия, которая охватывает инновационные процессы на уровне компании и в масштабах государственной экономической сферы.
Менеджмент персонала ориентирован на эффективное управление трудовыми ресурсами. Менеджмент персонала - это деятельность на предприятиях (в организациях), направленная на наиболее эффективное использование работников для достижения организационных и личных целей. Когда цели сотрудника связаны с целями компании, то это говорит о его мотивированности в улучшении состояния предприятия, качества производимой продукции и ориентации на результат и усиление позиций предприятия.