Управление и его задачи
Хозяйственные системы в современном мире в большинстве своем строятся на принципах рыночных отношений. В их основе лежат определенные особенности, а именно, свобода действий экономических агентов, их стремление к индивидуальной выгоде, ориентированность производства на потребительский спрос. Независимость действий субъектов, их обособленность создают условия для конкурентной борьбы, которая требует от экономических агентов постоянного развития и поиска новых решений в сфере своего бизнеса. Основой грамотного построения работы организации является ее управление.
Менеджмент выделен в отдельную область научного знания. На ранних этапах он использовался лишь для организации работы финансовых предприятий, но постепенно стал внедряться во всех существующих объектах хозяйствования. Сейчас менеджмент представляет собой научную область знания, занимающуюся оптимизацией внутренних и внешних процессов конкретной системы, с целью достижения положительных экономических результатов.
В менеджменте выделяют два направления:
- Функциональный менеджмент занимается практической организацией деятельности в отдельных сферах.
- Общий менеджмент определяет общее направление развития объекта хозяйствования, либо его укрупненных подсистем.
Современная структура менеджмента более глубокая, чем было принято считать раньше. Его регулирующая функция осуществляется через организацию системы контроля и обратной связи. В свою очередь, это позволяет вносить необходимые коррективы, оптимизировать бизнес-процессы. Планирование включает в себя обязательный анализ прошлых периодов и факторов, а также прогнозирование будущего развития хозяйственной системы. На основе плана разрабатываются оперативные цели и задачи. Административная функция управления реализуется в стандартизации, регламентации и нормировании внутренних процессов организации.
Управление в экономике нацелено на оптимизацию использования, имеющихся ресурсов, с целью максимизации хозяйственного результата. Этапами менеджмента являются анализ, разработка стратегических и тактических целей, формирование решений и доработка системы управления через обратную связь.
Понятие образовательных систем
Состояние перехода к постиндустриальному устройству общества выводит на первый план понятие человеческого капитала. Он представляет собой интеллектуальный и профессиональный потенциал трудовых ресурсов. Именно поэтому, система образования является значимой частью общества.
Образовательная система представляет собой комплекс процессов в сфере образования, а также методы управления, которые способны обеспечить потребности общества в получении знания.
К характерным чертам системы образования можно отнести:
- Внедрение инноваций, что необходимо для адаптации образовательного процесса под изменяющиеся общественные потребности.
- Диверсификация внутренних процессов с целью обеспечения оптимального спектра услуг.
- Организационная деятельность в сфере учебно-воспитательной работы, преподавания, формирования сотрудничества и так далее.
- Обязательное наличие обратной связи.
Образовательная система страны строится из объектов, в которых реализуется обучающий процесс. Число учреждений регулируется органами управления в соответствии с текущими потребностями на местах. Для того, чтобы обеспечить единство работы образовательной системы внедряются стандарты преподавания, а работа сотрудников регламентируется.
Образовательные системы делят на закрытые и открытые. Это деление зависит от месторасположения, социально-культурного окружения и так далее. Закрытые системы обычно возникают в отдаленных населенных пунктах, а также в исторических городских центрах, где сконцентрированы элитные учебные заведения. Открытые системы характерны для общегосударственных структур. В них все процессы протекают намного быстрее и эффективнее. Большинство вопросов открытых систем решаются за счет бюджетных средств, своевременного поиска сотрудников, привлечения новых учащихся.
Модели управления образовательной системой
Специфика сферы образования ставит перед руководящими органами задачи в связи со следующими причинами:
- Повышается автономность и экономическая самостоятельность образовательных учреждений при сохранении их значимой социальной роли.
- Требуется увеличение сторонних инвестиций.
- Социальные и психологические изменения в жизни общества.
- Многообразие образовательных систем, постоянное внедрение инноваций.
- Автономность государственных органов управления и их зависимость от общественных институтов.
Таким образом, управление образовательной системой должно уравновесить интересы всех социальных слоев, снизить ответственность государства за ошибки управления на местах, частично перевести работу образовательных учреждений на коммерческую или частную основу.
Новые требования современности формируют новые подходы к управлению образовательными системами. Сейчас используется финитное управление, которое заключается в поиске единообразного описания всего комплекса управленческих действий. Его задачей является динамическое изменение работы системы за определенный промежуток времени.
Управление по возмущению заключается в уменьшении отклонения от заданной величины, вызванного определенным возмущением в системе. Суть модели заключается в измерении возмущения и использования инструментов управления для компенсации вызванного отклонения.
Разомкнутое управление представляет собой управление, не зависящее от текущего состояния производственной деятельности. Система рассматривается, как открытая, с разомкнутым циклом для достижения конкретного результата.
Еще одной гибкой моделью управления образовательной системы является матричная модель управления. Организация управления начинается с начальников на местах, за проекты отвечают руководители проектов. То есть используется принцип двойного подчинения руководителям - функциональному и проектному.