Понятие конфликта
Так как обеспечение функционирования организации – сложный процесс, где участвуют много людей с разными интересами, возникновение конфликтов становится неизбежным.
Конфликт – это несогласие по поводу отдельных вопросов, возникает между двумя или несколькими сторонами.
Сторонами конфликта в организации могут быть как отдельные люди, так и группы людей.
Конфликт выражает столкновение интересов из-за соперничества, противоборство из-за разных точек зрения.
Часто конфликт помогает увидеть разные точки зрения участников, открывает дополнительную информацию, альтернативы развития организации или выявляет новые острые проблемы. Некоторые виды конфликтов приводят к росту эффективности в работе организации, такие конфликты – конструктивные. Другие ведут к снижению производительности, личной неудовлетворенности участников, падению эффективности. Такие конфликты – деструктивные.
Причины конфликтов
- Ресурсы. Распределение материалов, персонала и финансов между разными отделами зависит от решения руководства, но необходимость деления ресурсов почти всегда приводит к конфликтам, особенно если для руководителя отдела эффективность отдела важнее, чем эффективность организации в целом.
- Задачи. Ни одна задача в рабочем процессе не существует независимо от других. Там, где выполнение задач зависит от взаимодействия с другими отделами или группами людей, конфликты неизбежны.
- Цели. У отделов или филиалов организации могут быть разные цели (например, приоритет эффективности отдела над общей эффективностью), что ведет к столкновению интересов между высшим руководством и руководителями отделов или филиалов.
- Ценности. Этот показатель зависит от личностей участников конфликта. Вместо объективной оценки они рассматривают те аспекты вопроса, альтернативы и установки, которые кажутся им благоприятными для них лично или для группы, где они состоят.
- Поведение и жизненный опыт. Тоже увеличивают вероятность конфликта. Исследования психологов подтверждают, что люди с авторитарными чертами характера больше предрасположены к конфликтам, а различия в опыте, образовании, квалификации, возрасте и т.д. уменьшают кооперацию между представителями отделов.
- Коммуникации. От того, насколько хорошо налажена связь между людьми и подразделениями, зависит вероятность возникновения конфликтов. Любое недопонимание может увеличить ее, а плохое качество полученной информации или низкая скорость передачи могут стать причиной конфликта.
Функции конфликта
Для любой организации существует предел, в рамках которого возникновение и разрешение конфликтов несет конструктивные последствия. Переход за пределы приводит к деструктивным последствиям.
Конструктивные функции конфликтов:
- рязрядка напряжения между участниками;
- дает новую информацию, иногда связывает людей друг с другом;
- стимулирует новые изменения в процессе работы;
- формирует равновесие между отделами;
- помогает переоценить методы работы, нормы труда, цели, задачи;
- усиливает лояльность к организации после разрешения конфликта.
Деструктивные функции конфликтов:
- неудовлетворенность работой или обстановкой;
- текучесть кадров;
- падение эффективности;
- снижение кооперации;
- сбой в коммуникациях;
- отсутствие сотрудничества в будущем;
- смещение акцентов (с решения проблемы на победу любой ценой);
- возможность возникновения новых конфликтов, привычка решать все проблемы открытыми конфронтациями.
Модель конфликта в организации
Схематично можно любой конфликт представить так:
Рисунок 1.
Каждый конфликт проходит следующие стадии:
- Зарождение (вторая ступень на схеме). Здесь конфликт еще находится в скрытом состоянии, проявляется только в виде недовольства в словесной форме или, наоборот, замкнутого поведения.
- Формирование (пятая ступень на схеме). Стороны конфликта открыто формируют свои позиции, выдвигают требования.
- Расцвет (шестая ступень на схеме). Активные действия для достижения своих целей. Здесь становится возможным управление конфликтом.
- Угасание или трансформация (седьмая ступень на схеме). Конфликт полностью или частично разрешается: достигается соглашение, ресурсы для продолжения конфликта исчерпаны, либо одна из сторон самоустраняется из конфликта.