Менеджмент в современном понимании этого термина стал появляться после Великой индустриальной революции XVII-XIX веков. В конце XIX века стали появляться первые труды в области менеджмента, в которых обобщались известные на тот момент мнения специалистов и подходы к управлению. Так зародилась наука менеджмента.
Классическое направление
Классический менеджмент принято разделять на три области:
- Школа научного менеджмента;
- Школа административного менеджмента;
- Концепция бюрократической организации.
Школа научного менеджмента была основана Ф. Тейлором. В основе концепции научного менеджмента лежит рациональность и научная обоснованность организации производства. Научный менеджмент нацелен на повышение производительности и эффективности производства. В соответствии с мнением Ф. Тейлора, менеджмент должен реализовываться на основе научного подхода с помощью специально разработанных методов и инструментов. Научный подход позволяет осуществлять планирование и проектирование не только производственного процесса, но и управления персоналом, его мотивации. Научный менеджмент широко применялся на производственных предприятиях и способствовал повышению производительности труда.
Основателем школы административного менеджмента принято считать А. Файоля. Идеи административного менеджмента появились как развитие концепции научного менеджмента. А. Файоль впервые выделил ключевые функции менеджмента, на основе которых стала возможной формализация работы управленцев. С учетом этих функций были сформулированы также базовые принципы менеджмента, которые и по сей день применяются во многих организациях. Именно административная школа заложила основы теории управления организацией.
Школа бюрократической организации стала эволюционным продолжение административной школы в аспекте формализации. Отцом идей бюрократической школы является М. Вебер. Он предложил максимальную формализацию управленческих функций и организационных отношений, которая должна была способствовать четкому распределению обязанностей и ответственности и, как следствие, повышению эффективности деятельности компаний. Концепция бюрократической организации впоследствии была признана эвристической и достаточно отдаленной от практики управления, что не умаляет ее значимости для развития менеджмента как науки.
Классическая школа менеджмента во всех ее проявлениях стала первым шагом к возникновению менеджмента как самостоятельной научной области и фундаментального понятия.
Гуманистическое направление
Гуманистическое направление менеджмента, также называемое школой человеческих отношений, концентрирует свое внимание на психологическом аспекте менеджмента, на социальных взаимодействиях внутри и вне организации. В гуманистической школе выделяют три ключевых направления:
- Школа человеческих отношений;
- Школа человеческих ресурсов;
- Бихевиористская школа.
Появление гуманистического направления в менеджменте принято связывать с хоторнскими экспериментами, проведенными Э. Мэйо в конце $XIX$ века. В ходе этих экспериментов была доказана зависимость производительности труда от его условий и мотивационных схем. М. Фоллет приблизительно в тот же период времени утверждала, что в основе менеджмента должны лежать знания научной психологии и социологии.
В середине $XX$ века школа человеческих отношений получила свое развитие в бихевиористских концепциях. Именно специалисты в этой области предложили первые теории мотивации. Наиболее известной мотивационной теорией является иерархия потребностей А. Маслоу.
Современная система взглядов на менеджмент
Современные представления о менеджменте сформировались приблизительно в середине $XX$ века. В это время стали появляться и внедряться на практике различные количественные методы управления. В современном менеджменте активно используются все достижения предыдущих школ и постоянно появляются новые методы и инструменты. Реализация количественных методов стала гораздо проще и эффективнее благодаря развитию информационных технологий.
Другой важной характеристикой современного менеджмента является его системный подход. Применение принципов нелинейности и неравновесности бизнес-процессов ведет к усложнению организационных систем и постоянной эволюции менеджмента.