Определение корпоративного стиля и его значение
Корпоративный стиль – набор словесных и визуальных признаков, с помощью которых обеспечивается единство восприятия продукции компании или информации о ней.
В основе корпоративного стиля обычно лежит логотип и товарный знак компании. Корпоративный стиль и его составляющие разрабатываются на базе отличительных, специфических для конкретной компании характеристик. Особенности компании позволяют сформировать некий смысловой образ, который и ляжет в основу фирменного стиля.
Разработанный образ должен быть целостным. Корпоративному стилю компании должны соответствовать не только визуальные признаки, но и стратегия, и проводимые маркетинговые мероприятия.
Носителем корпоративного стиля может быть все, что угодно:
- Документация компании;
- Различные рекламные носители;
- Веб-сайт;
- Офисное здание и помещение;
- Униформа сотрудников и т.п.
В компании, имеющей разработанный официальный корпоративный стиль, обязательно существует руководство по его применению – брендбук, гайдлайн, стандарты. Корпоративный стиль позволяет компании обеспечить лояльность внутренних и внешних потребителей.
Корпоративный стиль является визуальным выражением корпоративной идентичности.
Корпоративная идентичность
Корпоративная идентичность – чувство принадлежность к компании.
Корпоративная идентичность подразумевает наличие у сотрудника эмоциональной привязанности к компании, в которой он трудится. Корпоративная идентичность строится на потребности индивида в общности, в социальных связях, в интеграции с другими людьми – одной из фундаментальных человеческих потребностей. Такая потребность объясняется человеческим желанием ощутить себя частью чего-то большего и лучшего, частью общественного института.
Эта же потребность лежит в основе желания принимать участие в общественных организациях и движениях, посещать клубы по интересам.
Удовлетворение организацией потребности сотрудников в принадлежности является одним из наиболее значимых факторов организационного развития. Именно сотрудники, испытывающие чувство принадлежности к компании, показывают наивысшую эффективность труда, наиболее высокий уровень лояльности в спорных ситуациях.
Часто, несмотря на усилия организации по созданию корпоративного духа и корпоративной культуры, психологический климат остается изменчивым и неудовлетворительным. Сотрудники посещают корпоративные мероприятия вынужденно, а характер общения остается формальным и поверхностным.
Приемы формирования корпоративного стиля и корпоративной идентичности эффективны для сотрудников низшего звена. Менеджмент организации гораздо более сложно поддается влиянию инструментов внутреннего маркетинга, ведь принадлежность к организации для него обычно является не целью, а средством достижения цели – продвижения по карьерной лестнице, личностного роста и т.п. Чем выше позиция сотрудника на карьерной лестнице, тем меньше он склонен быть частью корпоративной общности.
Несмотря на сложности формирования и поддержания, в современных условиях глобализации экономики именно корпоративная идентичность и корпоративная культура являются способами объединения сотрудников децентрализованных и диверсифицированных транснациональных корпораций. С помощью корпоративной идентичности цели организации трансформируются в цели каждого отдельного сотрудника. Организация становится необходимой для человека с эмоциональной точки зрения, приверженность ей становится важнее, чем другие личные цели или карьерные перспективы.