Сущность и значение внутреннего маркетинга
Внутренний маркетинг является одним из значимых аспектов современного менеджмента, основной областью применения которого является работа с персоналом компании и управление качеством. В условиях конкуренции на рынке труда и роста числа профессионалов обеспечение лояльности сотрудника к компании становится для нее ключевой задачей. Именно эту задачу и призваны решить идеи внутреннего маркетинга.
Внутренний маркетинг – концепция, суть которой заключается в построении отношений компании с сотрудниками на тех же основаниях, что и с клиентами.
Сущность концепции внутреннего маркетинга заключается в ориентации на клиента – так же, как и концепции традиционного маркетинга. Внутренний маркетинг дополняет понятие «клиент», включая в него внутренних потребителей – сотрудников компании.
В отношениях компании и сотрудника предлагаемым продуктом является должность с конкретными правами и обязанностями, а плата за продукт представляет собой труд сотрудника, занимающего эту должность.
Внутренний маркетинг часто рассматривается как инструмент управления качеством продукции, так как позволяет обеспечить высокие стандарты качества на всех этапах создания потребительской ценности, повышая мотивацию сотрудников к труду.
Инструментарий внутреннего маркетинга широк и разнообразен, но часто не находит применения на практике. Наиболее распространенным приемом внутренного маркетинга является внутрифирменное маркетинговое исследование, в задачи которого входит изучение удовлетворенности внутренних потребителей – сотрудников компании деятельностью подразделений и организации в целом.
Внутренний маркетинг играет особенную роль в деятельность компаний, основу трудового коллектива которых составляют высококвалифицированные профессионалы . Именно такие сотрудники склонны к снижению уровня лояльности по ряду причин:
- Неирархичность знаний – профессионалы не считают себя подчиненным, которым можно приказывать;
- Осознание того, что компания испытывает необходимость в профессоналах (иногда больше, чем профессионалы в ней);
- Большая степень привязанность к сфере деятельности (или знаний), чем к конкретной компании.
Этапы развития концепции внутреннего маркетинга
Идея внутреннего маркетинга впервые появилась в литературе, посвященной маркетингу услуг, в начале 1980х годов. Начальный этап развития концепции внутреннего маркетинга предполагал его понимание как привлечение, стимулирование и удержание квалифицированного персонала путем создания таких условий труда, которые удовлетворяли бы его нужды. Концепция внутреннего маркетинга была сфокусирована в основном на удовлетворенности персонала трудом, а основной целью компании в рамках этой концепции была забота о сотрудниках. Именно такое содержание концепции внутреннего маркетинга как философии восприятия персонала в качестве потребителя легло в основу ее дальнейшего развития.
Основоположником развития идеи внутреннего маркетинга считается Гронрус. В своих работах он утверждал, что простого стимулирования труда персонала недостаточно – сотрудников необходимо ориентировать на увеличение объемов продаж. Гронрус впервые высказал мысль о том, что эффективная реализация внутреннего маркетинга возможна с помощью инструментов классического маркетинга, а не через обычное удовлетворение и стимулирование сотрудников.
Третьим этапом в развитии концепции внутреннего маркетинга принято считать момент осознания специалистами особой роли внутреннего маркетинга как технологии управления персоналом, призванной способствовать достижению целей организации. В рамках третьего этапа внутренний маркетинг представляет собой уже полноценный организационный механизм, который играет ключевую роль в объединении маркетинговых функций и функций управления персоналом, помогая персоналу осознать свое значение в маркетинговых процессах компании. Рассмотрение всех трех этапов развития внутреннего маркетинга позволяет определить его следующим образом:
Внутренний маркетинг – применение маркетингового подхода к сотрудникам компании; стимулирование и интегрирование сотрудников для эффективной реализации организационной стратегии с целью удовлетворения потребителей через процесс взаимодействия с мотивированным персоналом.
Повышение лояльности сотрудников
Повышение лояльности сотрудников к компании является неотъемлемой частью внутреннего маркетинга, а иногда и его единственной целью. Идея внутреннего маркетинга заключается в том, что для создания и повышения лояльности сотрудников к компании следует разработать и реализовать систему маркетинговых мероприятий.
Существует парадигма применения инструментов внутреннего маркетинга в зависимости от этапа лояльности сотрудника (сотрудников):
-
Адаптация – отсутствие лояльность как таковой;
Пример 1Подходящие мероприятия: наставничество, невысокие требования, тренинги.
-
Первоначальная (ложная) лояльность;
Пример 2Подходящие мероприятия: тренинги по формированию корпоративной культуры, мотивирующие тренинги, внутрикорпоративные мероприятия, тренинги командообразования.
-
Принадлежность к компании;
Пример 3Подходящие мероприятия: повышение полномочий и возможностей, обучение
-
Истинная лояльность.