Стратегическое деятельность в сфере маркетинга
Стратегическая деятельность в любой области, и в частности в маркетинге, включает три направления:
- стратегическое планирование;
- стратегическое управление;
- стратегическое мышление.
Стратегическое планирование определяет основные ориентиры компании на перспективу. Стратегическое управление связывает установки, которые задаются разработанной стратегией, с текущей управленческой деятельностью. А стратегическое мышление позволяет делать из назначенных исполнителей проводниками теории и практики ведения бизнеса.
Это означает, что стратегическая маркетинговая деятельность существует только при наличии трех элементов. Без грамотного стратегического управления невозможно реализовать стратегические планы (стратегии), при этом стратегическое управление не имеет место без стратегического мышления.
Стратегическое планирование маркетинговой деятельности – это существенная часть работы любой компании. Его цель – повышение конкурентоспособности и прибыли.
Задачи стратегического планирования в маркетинге:
- выпуск и реализация товаров высокого качества с учетом требований рынка;
- рост рыночной доли компании;
- обеспечение согласованного времени поставки товаров/услуг;
- учет деятельности и условий, выставляемых конкурирующими компаниями;
- формирование и поддержание благоприятной репутации о товаре у потребителей.
Процесс стратегического планирования маркетинговой деятельности включает в себя семь взаимосвязанных этапов. Руководство и сотрудники компании претворяют в жизнь систему маркетингового планирования.
Этапы стратегического планирования:
- постановка целей и поиск оптимальных решений;
- формулирование целей с учетом временного периода (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);
- определение путей и способов достижения заданных целей;
- контроль за реализацией плана, сопоставление сроков и выполненных работ;
- разработка бюджета маркетинга;
- разработка стратегии маркетинга или маркетингового плана;
- осуществление маркетингового контроля (стратегический, оперативный, прибыльности и анализ затрат).
Качество планирования зависит от уровня квалификации сотрудников. Необходим аналитический склад ума. Планирование является процессом, который ориентирован на сведения прошлых временных периодов. Эта информация позволяет компании определить будущие цели и проконтролировать реализацию планов.
Разработка маркетинговой стратегии
Маркетинговая стратегия -это одна из составляющих общей корпоративной стратегии предприятия.
Задача стратегии маркетинга заключается в представлении способов инвестирования компании для увеличения прибыли от продаж в долгосрочном периоде. Маркетинговая стратегия является частью плана маркетинга, носит исключительно описательный характер, поскольку предлагает направления действий, а не побуждает к ним.
Процесс разработки маркетинговой стратегии состоит из нескольких этапов:
- анализ внутренней и внешней среды маркетинга;
- отраслевой анализ;
- оценка деятельности конкурентов;
- оценка рыночного потенциала;
- исследование партнерских отношений (клиенты, поставщики, посредники и др.)
- маркетинговый аудит внутренней среды;
- ревизия маркетинга;
- направления модернизации старой продукции и разработки новинок;
- разработка плана маркетинга;
- мониторинг и контроль маркетинговых мероприятий.
В общем виде разработка стратегии маркетинга включает аналитический этап, практический этап – разработка маркетингового плана, третий этап – контроль и анализ маркетинговой стратегии.
Классификаций и видов маркетинговых стратегий достаточно много, в частности выделяют ряд стратегий в разрезе комплекса маркетинга. Базовыми стратегиями маркетинга являются следующие:
- стратегия сегментации (повышение степени насыщения всех групп потребителей товарами и услугами на завоеванных сегментах);
- стратегия диверсификации (освоение новых рынков и производство новых товаров, не связанных с основным видом деятельности компании).
Выделяют основные виды маркетинговых стратегий:
- стратегии лидерства;
- атакующая, оборонительная и отступательная стратегии;
- стратегии маркетинга, основанные на рыночном спросе (конверсионного, стимулирующего, поддерживающего и др. видов маркетинга).
Без грамотно разработанной стратегии маркетинга компания имеет шансы на провал, неполучение прибыли и потерю инвестиций.
Особенности тактической маркетинговой деятельности в компании
Под тактикой в маркетинге подразумевают конкретные действия, которые направлены на реализацию разработанной маркетинговой стратегии.
В основе тактической маркетинговой деятельности лежит тактическое планирование. Оно заключается в достижении краткосрочных целей компании и связано с разработкой текущих программ действий, планов, бюджетов. Вся информация доводится до каждого подразделения организации, устанавливается оперативный контроль за выполнением тактических планов. Планы обычно составляются на 1-1,5 года и подвергаются регулярным проверкам.
Стратегия маркетинга строится на основе прогнозов долгосрочных перспектив изменения рынка и потребностей потребителей. Тактика – это отражение конъюнктурных решений и принципы формирования спроса на предложение предприятий.
Тактическое планирование включает несколько этапов:
- проведение маркетинговых исследований;
- определение тактики;
- разработка оперативного плана;
- расчет маркетингового бюджета;
- выполнение оперативного плана.
Тактика – это действия, совершаемые для реализации стратегии маркетинга. Эти действия воплощаются в определенные меры, которые разрабатываются по каждой цели. Каждому мероприятию необходимы ресурсы для его выполнения.
Тактическое планирование охватывает различные направления маркетинговой деятельности в компании. Это действия в области продвижения продукции или услуг, рекламные мероприятия, выход на новые рынки, повышение уровня обслуживания и т.д.