Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Цели маркетинговой деятельности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Цели маркетинговой деятельности

Сущность маркетинговой деятельности в условиях рынка

В современно мире любой субъект хозяйствования, реализующий свою продукцию (работы, услуги) посредством рыночного механизма, в той или иной мере использует маркетинг. Под маркетингом в общем смысле понимается некий вид деятельности, которая нацелена на удовлетворение потребностей и нужд рынка посредством обмена. Свое практическое воплощение маркетинг находит в маркетинговой деятельности.

Определение 1

Маркетинговая деятельность – это организационно-управленческая система производственной и сбытовой деятельности фирмы, направленная на изучение рынка с целью формирования и удовлетворения спроса на товары и услуги.

На практике маркетинговая деятельность опосредована влиянием множественной совокупности внешних и внутренних факторов маркетинговой среды, которые могут, как способствовать ее развитию, так и создавать препятствия в ее совершенствовании, а также поддаваться контролю со стороны организации или быть автономными по отношению к ней.

Помимо прочего, маркетинговая деятельность может быть направлена как на отдельные потребительские группы, так и на общество в целом. Спрос со стороны отдельных потребительских групп, как правило, связан с нуждами конечных или промежуточных потребителей. Общественный же спрос определяется потребностями и характеристиками общества в целом и его отдельных групп, таких, например, как профсоюзы.

Так или иначе, маркетинговая деятельность хозяйствующего субъекта является многоаспектным, целесообразным и осознанно управляемым процессом реализации специфических функций маркетинга. Свое отражение она находит в осуществлении практических мероприятий по исследованию рынка, внешней и внутренней среды маркетинга, разработке и реализации базовых элементов маркетингового комплекса.

Общая классификация целей маркетинговой деятельности

Условно вся множество целей, которые в процессе своего осуществления преследует маркетинговая деятельность хозяйствующего субъекта, можно разделить на несколько групп:

  • стратегические и тактические;
  • долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные;
  • цели, связанные с направлениями маркетинговой деятельности, и цели, связанные с показателями результатов деятельности.

Стратегические цели отражают основные ориентиры долгосрочного развития маркетинговой деятельности. Фактически они отражают ее сущностное предназначение.

Тактические цели маркетинговой деятельности являются практическим воплощением ее стратегических ориентиров и на практике способствуют достижению целей стратегического порядка.

Долгосрочные цели маркетинговой деятельности определяют общий вектор ее развития и разрабатываются на перспективу. Среднесрочные цели формируются на период от 1 до 5 лет и детализируют долгосрочные цели. Краткосрочные цели отличаются высокой степенью оперативности и могут быть достигнуты в течении года.

Помимо прочего, цели маркетинговой деятельности могут быть связаны с ее направлениями или результатами (рисунок 1).

Виды целей маркетинговой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Виды целей маркетинговой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Так или иначе, основными видами целей маркетинговой деятельности принято считать стратегические и тактические (общие и частные). Рассмотрим их более подробно.

Основополагающая (общая) цель маркетинговой деятельности

Конечной целью всякой маркетинговой деятельности считается наращивание объемов сбыта и максимизация прибыли от эффективного удовлетворения потребностей рынка. Свое практическое воплощение она находит в стремлении хозяйствующего субъекта к обеспечению коммерческого успеха организации и продукции, ею на рынок поставляемой, в долгосрочной перспективе. В этом смысле цель маркетинговой деятельности совпадает в общей рыночной целью фирмы.

Основополагающая цель маркетинговой деятельности, ориентированная на долгосрочную перспективу, носит стратегический характер и лежит в основе всей системы планирования маркетинга. Иначе ее приравнивают к стремлению обеспечить хозяйствующему субъекту возможности для поддержания объемов сбыта, необходимых для обеспечения прибыльности его рыночной финансово-хозяйственной деятельности и устойчивости его финансового положения.

В то же время главным целевым ориентиром любой маркетинговой деятельности считается клиенто-ориентированность или ориентация на потребителя. Данная целевая установка вполне логична и вытекает и самой сущности маркетинга как такового.

Замечание 1

В зависимости от каждого конкретного случая детализация целей маркетинговой деятельности может видоизменяться и дополняться. Само по себе целеполагание в маркетинге играет крайне важную роль, а потому требует взвешенного подхода к своей организации.

Частные цели маркетинговой деятельности

Стратегическая цель маркетинговой деятельности находит свое воплощение тактических целях маркетинга. Иначе говоря, она детализируется и уточняется каждой фирмой, исходя из ее внутренних возможностей и перспектив внешнего маркетингового окружения. Впоследствии эти цели ставятся во главу маркетингового тактического планирования и служат ориентиром разработки программ маркетинга.

К числу частных целей организации маркетинговой деятельности на тактическом уровне относятся:

  • комплексный и всесторонний анализ рынка;
  • изучение потребителей, оценка мотивов их рыночного поведения;
  • исследование и оценка конкурентов;
  • изучение и усовершенствование продуктов и услуг, выпускаемых на рынок;
  • анализ каналов сбыта и продвижения продукции;
  • исследование деятельности в сфере рекламы;
  • анализ объемов сбыта и пр.

Так или иначе, все эти цели призваны способствовать укреплению рыночных позиций фирмы и обеспечению эффективности ее коммерческой деятельности. В основе подобного целеполагания лежит стремление к наиболее эффективному удовлетворению нужд и потребностей рынка посредством поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и обеспечения сервисного обслуживания потребителей на уровне выше конкурентов.