Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Цели маркетинговой деятельности

Сущность маркетинговой деятельности в условиях рынка

В современно мире любой субъект хозяйствования, реализующий свою продукцию (работы, услуги) посредством рыночного механизма, в той или иной мере использует маркетинг. Под маркетингом в общем смысле понимается некий вид деятельности, которая нацелена на удовлетворение потребностей и нужд рынка посредством обмена. Свое практическое воплощение маркетинг находит в маркетинговой деятельности.

Определение 1

Маркетинговая деятельность – это организационно-управленческая система производственной и сбытовой деятельности фирмы, направленная на изучение рынка с целью формирования и удовлетворения спроса на товары и услуги.

На практике маркетинговая деятельность опосредована влиянием множественной совокупности внешних и внутренних факторов маркетинговой среды, которые могут, как способствовать ее развитию, так и создавать препятствия в ее совершенствовании, а также поддаваться контролю со стороны организации или быть автономными по отношению к ней.

Помимо прочего, маркетинговая деятельность может быть направлена как на отдельные потребительские группы, так и на общество в целом. Спрос со стороны отдельных потребительских групп, как правило, связан с нуждами конечных или промежуточных потребителей. Общественный же спрос определяется потребностями и характеристиками общества в целом и его отдельных групп, таких, например, как профсоюзы.

Так или иначе, маркетинговая деятельность хозяйствующего субъекта является многоаспектным, целесообразным и осознанно управляемым процессом реализации специфических функций маркетинга. Свое отражение она находит в осуществлении практических мероприятий по исследованию рынка, внешней и внутренней среды маркетинга, разработке и реализации базовых элементов маркетингового комплекса.

Общая классификация целей маркетинговой деятельности

Условно вся множество целей, которые в процессе своего осуществления преследует маркетинговая деятельность хозяйствующего субъекта, можно разделить на несколько групп:

  • стратегические и тактические;
  • долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные;
  • цели, связанные с направлениями маркетинговой деятельности, и цели, связанные с показателями результатов деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Стратегические цели отражают основные ориентиры долгосрочного развития маркетинговой деятельности. Фактически они отражают ее сущностное предназначение.

Тактические цели маркетинговой деятельности являются практическим воплощением ее стратегических ориентиров и на практике способствуют достижению целей стратегического порядка.

Долгосрочные цели маркетинговой деятельности определяют общий вектор ее развития и разрабатываются на перспективу. Среднесрочные цели формируются на период от 1 до 5 лет и детализируют долгосрочные цели. Краткосрочные цели отличаются высокой степенью оперативности и могут быть достигнуты в течении года.

Помимо прочего, цели маркетинговой деятельности могут быть связаны с ее направлениями или результатами (рисунок 1).

Виды целей маркетинговой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Виды целей маркетинговой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Так или иначе, основными видами целей маркетинговой деятельности принято считать стратегические и тактические (общие и частные). Рассмотрим их более подробно.

Основополагающая (общая) цель маркетинговой деятельности

Конечной целью всякой маркетинговой деятельности считается наращивание объемов сбыта и максимизация прибыли от эффективного удовлетворения потребностей рынка. Свое практическое воплощение она находит в стремлении хозяйствующего субъекта к обеспечению коммерческого успеха организации и продукции, ею на рынок поставляемой, в долгосрочной перспективе. В этом смысле цель маркетинговой деятельности совпадает в общей рыночной целью фирмы.

Основополагающая цель маркетинговой деятельности, ориентированная на долгосрочную перспективу, носит стратегический характер и лежит в основе всей системы планирования маркетинга. Иначе ее приравнивают к стремлению обеспечить хозяйствующему субъекту возможности для поддержания объемов сбыта, необходимых для обеспечения прибыльности его рыночной финансово-хозяйственной деятельности и устойчивости его финансового положения.

В то же время главным целевым ориентиром любой маркетинговой деятельности считается клиенто-ориентированность или ориентация на потребителя. Данная целевая установка вполне логична и вытекает и самой сущности маркетинга как такового.

Замечание 1

В зависимости от каждого конкретного случая детализация целей маркетинговой деятельности может видоизменяться и дополняться. Само по себе целеполагание в маркетинге играет крайне важную роль, а потому требует взвешенного подхода к своей организации.

Частные цели маркетинговой деятельности

Стратегическая цель маркетинговой деятельности находит свое воплощение тактических целях маркетинга. Иначе говоря, она детализируется и уточняется каждой фирмой, исходя из ее внутренних возможностей и перспектив внешнего маркетингового окружения. Впоследствии эти цели ставятся во главу маркетингового тактического планирования и служат ориентиром разработки программ маркетинга.

К числу частных целей организации маркетинговой деятельности на тактическом уровне относятся:

  • комплексный и всесторонний анализ рынка;
  • изучение потребителей, оценка мотивов их рыночного поведения;
  • исследование и оценка конкурентов;
  • изучение и усовершенствование продуктов и услуг, выпускаемых на рынок;
  • анализ каналов сбыта и продвижения продукции;
  • исследование деятельности в сфере рекламы;
  • анализ объемов сбыта и пр.

Так или иначе, все эти цели призваны способствовать укреплению рыночных позиций фирмы и обеспечению эффективности ее коммерческой деятельности. В основе подобного целеполагания лежит стремление к наиболее эффективному удовлетворению нужд и потребностей рынка посредством поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и обеспечения сервисного обслуживания потребителей на уровне выше конкурентов.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Маркетинг» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис