Сущность контроля международной маркетинговой деятельности
Реализация контроля международной деятельности в области маркетинга предполагает необходимость определения целей, стратегий и тактик маркетинговой деятельности о оценку результатов их реализации. Основной задачей контроля международной маркетинговой деятельности выступает обеспечение роста эффективности маркетинга компании, функционирующей на мировых рынках сбыта. Кроме того, его реализация дает возможность определить сильные и слабые стороны конкурентного потенциала международной компании, и, соответственно, способы его укрепления.
В процессе реализации контроля международной деятельности фирмы в области маркетинга проверке подлежат не только ее результаты, но и степень соответствия маркетинговой практик целям и задачам, стоящим перед компанией, а также методы и формы их достижения.
Контроль международной маркетинговой деятельности должен носить всесторонний, систематический характер. Он должен осуществляться с определенной периодичностью и охватывать среду маркетинга, цели и задачи маркетинговой деятельности, стратегию и программы ее реализации, а также основные элементы маркетинг-микса, используемого любой компанией.
Контроль международной маркетинговой деятельности в отличии от контроля маркетинговой деятельности, осуществляемой в пределах национального рынка, обладает рядом особенностей, а именно:
- затрагивает различные рынки, каждый из которых обладает своей спецификой и особенностями;
- применяется сложными по организации и крупными по размеру компаниями, которые одновременно осуществляют огромное количество объемных операций практически по всему миру;
- характеризуется сложностью уровне контроля.
Для того чтобы быть действенным контроль международной маркетинговой деятельности должен соответствовать двум базовым условиям: с одной стороны, быть систематическим и формальным, а с другой – проводиться периодически вне зависимости от стадии жизненного цикла организации.
Этапы и виды контроля международной маркетинговой деятельности
Контроль международной маркетинговой деятельности имеет богатую видовую структуру. Его основными формами выступают стратегический и оперативный контроль.
Стратегический контроль международной маркетинговой деятельности ориентирован на проверку степени достижения стратегических результатов маркетинговой деятельности. В процессе его проведения оценивается практика соответствия деятельности зарубежных филиалов компании глобальным целям и стратегиям ее головного подразделения.
Оперативный контроль международной маркетинговой деятельности предполагает необходимость оценки реального достижения поставленных перед филиалами и головным офисом международной компании маркетинговых задач, а также выявление причин отклонений, их последующий анализ и корректировку.
Прочие виды контроля международной маркетинговой деятельности представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Виды контроля международной маркетинговой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Контроль за реализацией маркетинговых планов предполагает необходимость оценки фактического достижения плановых показателей маркетинговой деятельности международной компании.
Финансовый контроль международной маркетинговой деятельности связан с анализом и оценкой сумм денежных средств, потраченных на реализацию маркетинговых мероприятий и получением отдачи средств на вложенный капитал.
В основе функционального контроля маркетинговой деятельности лежит оценка правильности выполнения службами маркетинга зарубежных подразделений компании возложенных на них функций.
Организационный контроль маркетинговой деятельности связан с проверкой организационного построения международных маркетинговых служб. Он предполагает необходимость анализа и оценки распределения сотрудников, их функциональных обязанностей и т.п.
Основными этапами контроля международной маркетинговой деятельности считаются:
- определение целей и задач маркетингового контроля;
- формирование плана контроля маркетинговой деятельности;
- сбор данных, их обработка и анализ;
- формирование отчета.
Каждый из этапов по-своему важен. От качества их проработки в значительной степени зависит результативность маркетингового контроля.
Теоретические основы оценки эффективности международной маркетинговой деятельности
Неотъемлемым компонентом международной маркетинговой деятельности фирмы выступает оценка ее эффективности. Под оценкой эффективности международной маркетинговой деятельности в общем смысле понимается определение результативности маркетинговых мероприятий. При этом результативность может оцениваться как степень достижимости поставленных целей и как соотношение положительного эффекта и затрат, понесенных на его достижение.
На практике в основе оценке эффективности маркетинговой деятельности международной организации в первую очередь лежит анализ прибыльности операций по внешней торговле товарами и услугами на мировых рынках сбыта. При этом производится сопоставление доходов от маркетинговых мероприятий и расходов на их планирование и организацию. Помимо прочего анализу подвергается сверка плановых заданий и результатов их фактического исполнения.
К числу прочих показателей эффективности международной маркетинговой деятельности относятся:
- доля рынка, занимаемая международной компанией;
- степень известности торговой марки;
- прирост числа покупателей и контрагентов и пр.
На практике с целью упрощения процедур оценки эффективности оценки эффективности деятельности международной компании в сфере маркетинга нередко оценивается непосредственно оценка эффективности сбыта на внешних рынках. В этом случае анализу подвергаются такие показатели как уровень прибыли, рентабельность продаж, реальный объем сбыта, число жалоб и рекламаций и пр.
Следует отметить, что оценка эффективности маркетинговой деятельности на международных рынках сбыта задача не из легких. Она требует высокой концентрации и четкого определения оценочных критериев.