## Сущность и специфика информации международного маркетинга
Международный маркетинг – это маркетинг, реализуемый за пределами страны базирования организации и опосредованный международными мирохозяйственными связями.
Иначе говоря, международный маркетинг – это маркетинг, но реализуемый на транснациональных рынках и имеющий свою специфику, определяемую не только их характером. В его основе лежит особый подход к принятию производственных и иных маркетинговых решений, нацеленный на необходимость наиболее полного удовлетворения потребностей и ожиданий как местных, так и иностранных потребителей.
Фундаментальную основу реализации международного маркетинга составляет изучение и анализ международной маркетинговой информации, по результатам которых принимаются обоснованные управленческие решения касательно маркетинговой деятельности международной фирмы.
В системе международного маркетинга маркетинговую информацию принято подразделять на три группы:
- информация о рынках и рыночной конъюнктуре;
- информация о самой международной компании;
- информация о формах и методах международной торговли.
По сути, все это информация о внешней и внутренней среде международного маркетинга, которая призвана характеризовать общий маркетинговый потенциал транснациональной компании, перспективы и ограничения ее маркетинговой деятельности на международном рынке.
Изучение и анализ международной маркетинговой информации служат отправной точкой маркетинговой деятельности любой международной фирмы. Полнота, достоверность, объективность, системность, своевременность и периодичность получения международной маркетинговой информации оказывают прямое влияние на качество принимаемых управленческих решений и предопределяют успех маркетинговой деятельности фирмы на международном рынке.
Особенности сбора информации международного маркетинга
В основе сбора международной маркетинговой информации может лежать использование первичных и вторичных источников информации. Первые опираются на достоверные факты, полученные непосредственно от участников тех или иных событий, деятельности и пр., а вторые – опираются на кем-либо ранее полученные результаты исследования.
Помимо этого, источники сбора международной маркетинговой информации могут быть:
- внутренними;
- внешними.
Внутренние источники предоставляют информацию, которая содержится в системе учета и отчетности самой организации. К категории внешних источников относятся данные международных организаций, всевозможные указы и постановления органов государственной власти и международных авторитетных сообществ, выставки, ярмарки и пр. Помимо прочего внешняя маркетинговая информация включает в себя синдикативную информацию, недоступную широкой публике и издаваемую специально отдельными организациями. На получении синдикативной информации основано два типа услуг:
- сбор данных, призванных облегчить проведение международных маркетинговых исследований;
- мониторинг рыночной ситуации.
На практике в системе международного маркетинга информации чаще всего практикуется комплексный подход к проведению рыночных и иных маркетинговых исследований, предполагающий использование как внешних, так и внутренних источников для получения первичной и вторичной информации. В общем виде порядок сбора и оценки международной маркетинговой информации представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Общий алгоритм сбора и оценки рыночной информации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, сначала определяется проблема и производится постановка целей рыночного исследования. Затем формируется план сбора международной маркетинговой информации, включающий в себя определение источников получения информации и методов исследования, определение выборки исследования и способа связи с аудиторией. После можно приступать непосредственно к выбору методов обработки и оценки собранной международной маркетинговой информации. На заключительном этапе необходимо представить полученные данные в той форме, которая позволит решить изначально поставленную проблему.
Сегодня успешно функционирующие на международном рынке компании осуществляют сбор, анализ и распределение маркетинговой информации в рамках маркетинговых информационных систем, прочно интегрированных в общую информационную систему управления организацией.
Основы проведения маркетинговых исследований в международном маркетинге
На сегодняшний день основным способом сбора информации в системе международного маркетинга выступает проведение маркетинговых исследований. В общем смысле под ними следует понимать систематические процессы по сбору, обработке, анализу и использованию достоверной информации, необходимой для принятия соответствующих маркетинговых решений.
Международные маркетинговые исследования условно делятся на две части – исследование внешнего рынка и исследование потенциальных возможностей фирмы в сравнении с потенциалом функционирующих на рынке конкурентов и требованиями рынка в целом. Рассмотрим каждое из направлений более подробно.
В рамках изучения внешнего рынка особое внимание уделяется исследованию и анализу условий внешнего рынка с одной стороны; субъектов, методов и форм торговли – с другой стороны. Основными характеристиками, на основе которых проводится изучение внешних рынков, выступают: продукция, потребители, конкуренция, места происхождения рынка. Сам по себе анализ внешнего рынка предполагает необходимость изучения общих условий его функционирования и перспектив развития, анализа спроса и предложения, а также оценки потребительских требований к товару или услуге.
Процессы изучения субъектов, методов и форм торговли на международных рынках опосредованы анализом и оценкой деятельности поставщиков и конкурентов, изучением покупателей, правовых, торгово-политических, транспортных и иных условий коммерческой деятельности.
Кроме того, в процессе проведения международных маркетинговых исследования анализу нередко подвергаются результаты хозяйственной деятельности, особое внимание при этом уделяется оценке конкурентоспособности продукции.