Сущность и особенности рекламного рынка в России
Рекламный рынок – это место, где взаимодействуют между собой рекламодатели, производители рекламных продуктов и распространители рекламы.
На сегодняшний день в России рынок рекламы считается одним из важнейших секторов экономики с одной стороны, и социальным институтом, призванным обеспечивать общественные потребности в рекламных услугах – с другой стороны. По большому счету рекламный рынок служит самостоятельным сектором российской экономики, в рамках которого обеспечивается взаимодействие субъектов этого рынка. К числу последних принято относить рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и потребителей рекламы.
Российский рынок рекламы в процессе своего функционирования выполняет ряд важнейших функций, а именно:
- формируется условия для развития рекламного бизнеса, стимулируя его эффективность;
- оказывает содействие в устранении диспропорций между спросом и предложением на рекламные услуги, приводя их в соответствие потребностям рынка;
- способствует устранению дефицита на рекламные услуги и расширению возможностей субъектов предпринимательской деятельности;
- объединяет на экономической основе интересы рекламодателей и рекламопроизводителей;
- обеспечивает информирование субъектов рынка о происходящих на нем экономических процесса посредством экономических показателей и пр.
Российский рынок рекламы подлежит множественной классификации по различным основаниям. Так, например, в зависимости от функциональной нагрузки и целевой направленности можно выделить рынок коммерческой, социальной и политической рекламы. По территориальному охвату он может быть национальным, региональным или локальным. В зависимости от отрасли выделяют рынок наружной рекламы, рынок рекламы в прессе, рынок радио- и телевизионной рекламы, а также рынок интернет рекламы.
Анализ рекламного рынка в России
Рекламный рынок в России активно развивается. На протяжении нескольких лет он уверенно демонстрирует положительную динамику. По данным Ассоциации Коммуникационных Агентств России только за 2019 год его суммарный объем составил порядка 493,8 млрд. руб., что на 5% превышает аналогичный показатель 2018 года. Основные показатели российского рынка рекламы в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Объемы рекламного рынка в России по средствам распространения рекламы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Наиболее крупным и быстро развивающимся сегментом рекламного рынка России выступает интернет. В среднем за последний год объем рынка интернет-рекламы вырос на 20%, уверенно опережая рынка радио- и теде- рекламы. На сегодняшний день на рынок интернет-рекламы приходится порядка половины всех рекламных бюджетов страны. Наиболее быстрыми темпами растет подсегмент видео-рекламы.
Российский рынок телевизионной рекламы, также как и рынок радио-рекламы, демонстрируют отрицательную динамику. Реклама в прессе на протяжении многих лет демонстрирует довольно слабую динамику. На общем фоне довольно неплохо чувствует себя рынок наружной рекламы, что обеспечено в основном благодаря digital сегменту.
Наиболее крупной рекламной категорией на российском рынке рекламы выступают автомобили и транспортные услуги, в сфере наружной рекламы и рекламы, размещаемой в прессе, преобладают ритейл и продукты питания. На телевидении крупнейшей рекламной категорией выступают лекарства и БАДы.
Проблемы и перспективы развития рекламного рынка в России
Рекламный рынок России подвержен влиянию кризисных явлений, происходящих в российской и общемировой экономике. Сегодня ситуация на нем ухудшается, практически все медиасегменты, за исключением, пожалуй, интернет, демонстрируют отрицательную динамику. Основной причиной тому выступает торможение национальной экономики и снижение уровня реальных доходов населения.
На фоне общей экономической неопределенности и снижение реальных доходов граждан рекламодатели снижают свою активность. Инвестировать в развитие брендов для рекламодателей становится все менее целесообразно. Общие бюджеты на рекламу сокращаются, причем касается это как крупного, так и малого бизнеса.
Общий прогноз изменения рынка рекламы в России представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. Прогноз изменения российского рынка рекламы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эксперты говорят о том, что даже несмотря на кризисные явления в отрасли рынок рекламы в России все же будет расти. Однако события последних месяцев, в частности распространение эпидемии COVID-19 и резкое падение цен на нефть, способны внести свои коррективы в этот процесс.
В целом справедливо говорить о том, что рекламный рынок России в настоящее время находится на сломе эпох. В условиях смены поколений, повсеместной диджитализации и отторжения рекламных сообщений бизнес сталкивается с необходимостью изменять свои коммуникации с потребителями.
К числу основных трендов, характеризующих и предопределяющих перспективы развития российского рынка рекламы, могут быть отнесены:
- изменение рекламной аудитории (поколение «Y» уже достигло платежеспособного возраста, кардинальные изменение претерпел образ жизни аудитории старше 55 лет);
- информатизация и мобилизация современного общества и всех сфер его жизни;
- повышение роли блогеров и локальных лидеров мнений в рыночном продвижении товаров и услуг и пр.
Эксперты одной из наиболее перспективных для интеграции рекламы ниш называют компьютерные игры. Кроме того, повышенное внимание уделяется использованию таких социальных сетей и площадок, как, например, TikTok. В целом же в ближайшее время ожидается постепенное сокращение числа игроков на рынке рекламы в России как следствие снижения совокупных объемов рекламных бюджетов в традиционных медиа. При этом конкуренция за потребителя по-прежнему окажется довольно высокой. Наиболее быстрыми темпами будет развиваться российский рынок интернет-рекламы, уже сегодня привлекающих пристальное внимание участников рынка и демонстрирующий свою растущую эффективность.