Проблемы реализации маркетинговых функций
Маркетинговая служба в организации выполняет множество различных функций. Интеграция маркетинга с другими подразделениями предприятия порождает различные сложности на практике при реализации функций и управлении рыночной стратегией компании.
Основная проблема в управлении маркетинговыми функциями заключается в том, что определить их эффективность и результативность зачастую достаточно сложно или вовсе невозможно. Это приводит к необходимости внедрения перечня различных комплексных показателей, отражающих результаты работы специалистов службы маркетинга и соответствие реализуемой маркетинговой стратегии целям организации.
Усложнение внешней среды, в которой организация осуществляет свою деятельность, ведет к усложнению работы маркетологов – им необходимо учитывать все большее количество факторов при разработке стратегии, выборе и реализации маркетинговых методов и инструментария.
Процесс использования некоторых маркетинговых инструментов также усложняется, инструменты становятся более научно обоснованными и технологичными, что требует от специалистов по маркетингу наличия специальных знаний и навыков работы с ними.
Необходимость ПО для маркетинга
Сейчас всем компаниям необходима реализация различных маркетинговых функций, которые обеспечивают не только ее успех на рынке, но в некоторых случаях даже существование. Описанные выше сложности, с которыми сталкиваются специалисты по маркетингу, приводят к необходимости внедрения корпоративных информационных систем, обеспечивающих сотрудников компании маркетинговыми данными и возможностями для реализации разработанной стратегии.
Очевидно, что функции маркетинговой информационной системы зависят от особенностей деятельности предприятия и специфики продаж. При этом существует ряд маркетинговых задач, общих для всех компаний. Маркетинговая информационная система (МИС) предназначена для обеспечения маркетинговых решений компании и облегчения реализации маркетинговых функций. При этом необходимо интегрировать маркетинговую информационную систему в общую корпоративную систему предприятия, чтобы обеспечить доступ других подразделений к необходимой им маркетинговой информации и, наоборот, доступ маркетологов к данным других структурных подразделений.
Большинство МИС позволяет реализовать следующие маркетинговые функции:
- Организация и ведение базы данных клиентов;
- Осуществление контактов с контрагентами компании (клиентами, поставщиками, партнерами);
- Поддержка сделок и т.д.
Эти функции осуществляются с использованием систем взаимоотношений с клиентами (CRM-систем), которые являются неотъемлемой (а иногда и основной) частью маркетинговой информационной системы.
Полноценная маркетинговая информационная система позволяет также реализовать различные аналитические функции маркетинга:
- Анализ информации о рынке (конкурентах, продуктах, ценах, мероприятиях по продвижению и других рыночных аспектах);
- Анализ факторов спроса и объемов продаж (динамика доходов населения, развития отраслей и т.п.);
- Анализ показателей дистрибуции и т.д.
Текущая ситуация на рынке маркетингового ПО
Уровень развития информационных технологий позволяет создавать и использовать программы, которые значительно облегчают жизнь маркетологов. Однако в значительной части российских компаний аналитика строится в основном на использовании простейших инструментов семейства Microsoft Office. Средства автоматизации маркетинга находятся на стадии развития и не столь широко распространены, как, например, бухгалтерские программы.
Несмотря на отсутствие совершенного продукта программного обеспечения для маркетологов, существует ряд программ, которые позволяют повысить эффективность работы специалистов по маркетингу на разных уровнях и при выполнении различных функций. Можно условно выделить несколько видов таких программ:
- Специализирующие на маркетинге программные продукты;
- Неспециализированные программы, решающие, кроме маркетинговых, другие аналитические задачи;
- Информационные системы;
- Приложения, не являющиеся самостоятельными программами.