Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Потребительское поведение в России

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Потребительское поведение / Потребительское поведение в России
Потребительское поведение в России

Рыночное поведение потребителей

Поведение потребителей в условиях рынка отражает собой ни что иное как общую модель принятия потребительских решений. В основе его формирования лежит стремление индивидов к удовлетворению возникающих у них потребностей материального и нематериального характера.

Замечание 1

Потребность представляет собой осознанную нужду в чем-либо. Ее удовлетворение приносит человеку определённую полезность. Каждый потребитель в рамках собственной модели своего потребительского поведения стремиться к максимизации этой полезности.

Базовые принципы рыночного поведения потребителей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовые принципы рыночного поведения потребителей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Помощь со студенческой работой на тему
Потребительское поведение в России

Таким образом, потребительское поведение отражает процесс формирования индивидуального спроса на экономические блага. Его базовыми постулатами считаются стремление покупателя к наиболее эффективному при имеющихся условиях удовлетворению потребностей, то есть их максимизации. Возможности и границы потребительского поведения

сдерживают такие факторы, как финансовые возможности индивида (зависящие от уровня его дохода), его вкусы и предпочтения, а также рыночное предложение (включая уровень отпускных цен на продукцию). Определенное влияние на принципы потребительского поведения оказывают и факторы внешней среды – социальные, психологические, культурные, личностные.

В настоящее время существует множество различных моделей потребительского поведения. Все они имеют свои особенности, специфика которых, помимо прочего, определяется еще и особенностями государства, в котором проживает индивид, испытывающий определенные потребности и нужду в их удовлетворении. Особый интерес с этой точки зрения представляет России, относительно недавно вставшая на путь рыночного развития.

Современная модель потребительского поведения в России и ее становление

В настоящее время российская экономика отличается высокой степенью нестабильности. Осложняют и без того непростое положение санкции отраслевой направленности со стороны Запада, а в таких условиях рыночное поведение потребителей и его модели имеют свои особенности.

Определение 1

Модель рыночного поведения потребителей представляет собой стереотипы потребительского поведения, проявляемые индивидами в тех или иных рыночных ситуациях.

Российская модель рыночного потребления строится вокруг развития глобализационных процессов и стремления населения к повышению общего качества жизни с одной стороны, и с учетом возможных негативных изменение экономической обстановки в обозримом будущем. В таких условиях модель потребительского поведения характеризуется следующим.

До момента совершения покупки типичные потребители Запада стараются взвесить все возможные выгоды и издержки, которые он может получить либо понести в будущем после приобретения товара или услуги. Свое отражение здесь находит индивидуалистический рационализм, который в России не смог найти своего широкого распространения.

Следует отметить, что одновременно с переходом к экономике рыночного типа, в 90-е гг. прошлого столетия, в России начала формироваться новая модель потребительского поведения, во многом впитавшая в себя пережитки прошлого. Многие годы российская цивилизация опиралась на коллективистские ценности, когда нужды и интересы отдельно взятой семьи, трудового коллектива либо страны в целом ставились превыше личностных предпочтений. В результате был сформирован определенный стереотип потребительского поведения, который находит два воплощения:

  • одни говорят о том, что человек до сих пор не способен ощущать себя полноценной и самостоятельной личностью, и, как следствие, не может принимать самостоятельных решений;
  • другие указывают на превосходство душевных ценностей над рассудочными.

В таких условиях российские потребители не приучены тщательно, взвешенно и обдуманно принимать потребительские решения, касательно покупки товара (услуги) или отказа от ее совершения. В результате рыночное поведение потребителей становится весьма импульсивным, а принимаемые ими решения зачастую склоняются к мнению большинства.

Основные черты потребительского поведения в российской экономике

В настоящее время потребительское поведение, реализуемое в условиях российской экономики, имеет свои особенности. К ним относятся:

  • расточительность в отношении ко времени;
  • неприхотливость потребительских ожиданий%
  • высокая роль демонстративного потребления;
  • высокий уровень зависимости принимаемых решений от факторов психологического характера;
  • снижение склонности к сбережениям;
  • привлечение заемных средств для финансирования приобретения экономических благ и пр.

Фактически рыночное поведение российских потребителей свидетельствует об их стремлении к демонстративному потреблению, которое на практике нередко оказывается манипулируемым и зависимым. Это значит, что многие россияне готовы приобретать экономические блага не столько потому что они им действительно нужны, сколько потому, что они хотят подчеркнуть свой социальный и общественный статус. При все этом идет ориентация на Запад, поскольку там развитие рынка шло гораздо более быстрыми темпами, нежели в России.

Также следует отметить, что в последние годы в России наблюдается устойчивый рост спроса на такие товары и услуги, как бытовая техника, автомобили. При всем этом стремительно растет объем приобретений, совершенных посредством сети Интернет и специальных сервисов. Россияне все чаще пытаются приобретать товары за рубежом.

Основополагающими факторами, определяющими потребительское поведение российских граждан, по-прежнему выступают уровень цен и доходы, при этом первые постепенно растут, а вторые, напротив, сокращаются (во всяком случае, падает их покупательская способность). В таких условиях российские потребители вынужден сокращать объем товаров роскоши, в первую очередь приобретая все самое необходимой для жизни (продукты питания, одежда, оплата жилья, медицинские услуги).