Маркетинг
Под маркетингом понимается управление процессами производства и сбыта продукции с помощью различных инструментов исследования рынка с целью удовлетворения нужд потребителей для получения прибыли компанией. Теоретической основой маркетинга является модель маркетинг-микс (комплекс маркетинга, marketing mix model).
Маркетинг-микс – базовая модель маркетинга, состоящая из четырех элементов: продукта (product), цены (price), места (place) и продвижения (promotion).
Под продвижением в модели маркетинг-микс понимаются все маркетинговые коммуникации, осуществляемые компанией с целью привлечения внимания потребителей к продукту и донесения до него информации. Наиболее известные направления маркетинговых коммуникаций включают в себя рекламу, сейлз промоушн, паблик рилейншз (PR) и директ-маркетинг.
Public Relations
PR (паблик рилейшнз, связи с общественностью, пиар) – это управление коммуникациями компании с ее окружением с целью налаживания устойчивых связей, доверия и взаимопонимания.
Целью PR является достижение высокой репутации в обществе и лояльности контрагентов. Другими словами, пиар направлен на создание некоторого образа объекта (в рамках комплекса маркетинга этим объектом обычно является продукт или компания) в сознании целевой группы потребителей. В широком смысле под паблик рилейшнс понимают управление общественным мнением.
В рамках связей с общественностью наиболее часто используются личные формы коммуникации, такие как выступления менеджмента фирмы на конференциях, семинарах, участие представителей компании в различных общественно значимых событиях. Паблик рилейшнз также включает в себя спонсорскую деятельность компании, организацию благотворительных мероприятий.
Паблик рилейшнз в XXI веке не являются исключительно частью маркетинговых коммуникаций – связи с общественностью используются также в политике и других социальных сферах.
Реклама
Реклама – это любая неперсонализированная информация, распространяющаяся с целью привлечения внимания к объекту рекламирования или поддержания к нему интереса.
Реклама является старейшим элементом маркетинговых коммуникаций. Исторически под рекламой понималось все, что содержит информацию о продукции и связано с ее распространением в обществе. Развитие маркетинга привело к выделению других элементов маркетинговых коммуникаций в самостоятельные направления, и сейчас под рекламой понимается только неличная коммуникация, осуществляемая на возмездной основе.
Рекламная деятельность в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «О рекламе», который дает определение рекламы и сопутствующих понятий и регулирует отношения, возникающие в процессе рекламирования. Определение рекламы, данное в тексте закона, часто подвергается критике со стороны специалистов в области маркетинга, связанной с его неточностью. Неконкретность законодательного определения часто становится причиной нарушений на рынке рекламы.
Другие элементы комплекса маркетинговых коммуникаций
Помимо PR и рекламы, в комплекс маркетинговых коммуникаций входит также сейлз промоушн и директ-маркетинг.
Сейлз промоушн (sales promotion) – деятельность по стимуляции продажи товаров или услуг путем реализации творческих или коммерческих идей.
Директ-маркетинг (direct marketing) – постоянно поддерживаемые направленные коммуникации с отдельными потребителями, имеющими явное намерение приобрести продукт.
Из представленных определений видно, что PR и реклама не являются синонимами маркетинга, а представляют собой его составные части – элементы комплекса маркетинговых коммуникаций. Различные элементы комплекса продвижения дополняют друг друга и формируют образ продукта или компании в глазах потребителей. Именно поэтому, проводя различия между PR, рекламой и другими составляющими продвижения, следует помнить, что они являются маркетинговыми инструментами, а их использование должно соответствовать маркетинговой философии в целом и стратегии компании.
Перечисленные направления маркетинговых коммуникаций считаются основными. Существует множество различных классификаций маркетинговых коммуникаций, в некоторых из которых, например, спонсорство выделяют в самостоятельное направление. Среди прочих инструментов маркетинговых коммуникаций можно назвать личные продажи, средства стимулирования торговли и рекламно-оформительские средства для мест продажи, работу с незапланированными обращениями и т.п.