Основные цели маркетинга
Цели маркетинга – это конкретный результат в качественной или количественной форме, который компания стремится достичь в течение определенного периода времени.
Так как цель – это не математический термин, именно в маркетинге он должен быть выражен в цифровом виде.
Чем точнее сформулирована цель для каждого работника и всего предприятия в целом, тем выше вероятность ее выполнения.
Основными целями маркетинга являются:
- максимизация потребления;
- максимизация потребительской удовлетворенности;
- максимизация выбора;
- максимизация качества жизни.
В первом случае компании стремятся увеличить свои продажи, прибыль посредством различных способов и методов. Они могут искусственно создать спрос на свою продукцию, ввести моду на нее и намечают стратегию роста продаж.
Цель маркетинга – максимизация потребительской удовлетворенности – это определение реальных потребностей и предложение максимально возможного ассортимента однотипной продукции.
Третья цель является продолжением второй цели маркетинга. Но возникает определенная трудность в ее реализации. Важно не создать мнимый выбор и марочное изобилие на рынке. Потребители могут потеряться в огромном количестве продукции и марок.
Максимизация качества жизни считается благородной целью, но качество – это трудноизмеримое явление. Наличие ассортимента товаров положительно влияет на качество, количество, стоимость и доступность продукции для потребителей. Это означает, что товар совершенствуется, и потребитель может максимально удовлетворить свои запросы и соответственно повысить качество жизни.
Достижение маркетинговых целей представляется в модернизации и развитии товаров и услуг в интересах покупателей и стимулировании сбыта для получения максимальной прибыли в долгосрочном периоде.
Долгосрочная цель маркетинга – это оптимизация прибыли. Вся маркетинговая деятельность компании ориентируется на достижение данной цели, поэтому она и совпадает с рыночной целью предприятия.
Таким образом, ключевые маркетинговые цели:
- основная цель бизнеса – получение прибыли;
- удовлетворение потребностей потребителей;
- развитие компании и ее сфер (направлений) деятельности.
На определенных этапах развития организации приоритетными целями могут стать среднесрочные или краткосрочные маркетинговые маркетинга.
Планирование целей маркетинга
Принципы маркетинга создают общую направленность целей компании в сфере маркетинга. Главное – это четко сформулировать данные цели, что приведет предприятие к успеху на рынке.
Цели маркетинга группируются в следующие категории:
- рыночные (ориентированы на достижение рыночных результатов: рост рыночной доли, завоевание новых рынков, ослабление позиций конкурентов и т.д.);
- собственно маркетинговые (создание положительного имиджа компании, достижение максимальной удовлетворенности клиентов, рост прибыльности маркетинговой деятельности и др.);
- структурно-управленческие (обеспечение большей гибкости и адаптивности для организационной структуры компании, ориентация на достижение новых стратегических целей);
- обеспечивающие (ценовая, сервисная и стимулирующая политика);
- контролирующие (контроль текущей, стратегической и финансовой деятельности).
Маркетинговые цели должны:
- согласовываться с бизнес-целями и задачами компании;
- контролироваться должностными лицами, которые несут ответственность за их достижение;
- быть четко привязаны к определенным срокам их выполнения;
- предусматривать материальные и моральные стимулы для персонала компании за их достижение.
Планирование стратегических маркетинговых целей
Если маркетинговые цели поставлены неправильно, то сложность вызывает разработка эффективной стратегии маркетинга, утверждение работающей маркетинговой политики и реализация маркетингового план продвижения товаров и услуг.
Стратегические маркетинговые цели – это основа любой коммерческой компании. Они формируются в строгой последовательности, а именно в виде «дерева целей» или «карты стратегических целей».
Рисунок 1. Карта стратегических целей в маркетинге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Маркетинговые цели позволяют ответить на следующий вопрос: как должна измениться целевая аудитория, чтобы компания могла достигнуть бизнес-цели. Коммуникационные цели – какое действие должен совершить потребитель после контакта с рекламным сообщением. Медиа цели выражаются в виде медиа показателей, каналов коммуникаций и других параметров медиапланирования.
Бизнес-цели – это начальная стадия для разработки целей план маркетинга. Они являются основой для постановки маркетинговых целей низкого уровня и выявляют долгосрочное направление развития предприятия на рынке. Бизнес-цели тесно связаны с миссией организации.
Главная цель любой компании – это максимизация доходов, соответственно бизнес-цели должны устанавливать четкие задачи предприятия в трех направлениях:
- положение компании или ее место на рынке;
- уровень продаж;
- уровень прибыли, норма рентабельности продаж.
Правильные цели маркетинга выражаются в следующем:
- улучшение или изменение базы потребителей;
- направления увеличения целевой аудитории;
- изменение привычек покупок и применения продукции;
- рост лояльности к продукции предприятия;
- привлечение новых потребителей.
На основе коммуникационных целей формулируются цели для рекламных кампаний и отдельных элементов маркетинговых коммуникаций. Выделяют четыре базовых коммуникационных целей для рекламной кампании:
- формирование потребности в определенной категории продукции;
- повышение узнаваемости товара;
- создание определенного отношения к продукции;
- побуждение к покупке.
Примерами медиа-целей могут быть следующие:
- обеспечение охвата 90% всей целевой аудитории;
- обеспечение 90% покрытия ключевых территорий продаж;
- привлечение каналов коммуникаций с высокой степенью вовлеченности и др.