Сущность маркетинговой службы
Маркетинговая служба – это совокупность отделов и подразделений, сотрудники которых осуществляют те или иные виды маркетинговой деятельности.
Маркетинговая служба создается на предприятии по решению его руководителя. Далеко не все современные компании в своем составе имеют службы маркетинга. Как правило, они чаще всего присутствуют в среднем и крупном бизнесе. Многие малые компании обходятся без них. В большинстве случаев маркетинговая служба тесно интегрируется с другими структурными подразделениями организации; ее составными компонентами также выступают направления закупок и продаж.
Размеры и функционал маркетинговой службы в значительной степени определяются масштабами компании и реализуемой ею маркетинговой деятельности. Кроме того, они тесно связаны со спецификой бизнеса и теми рынками, на которых ведет свою деятельность предприятие.
Маркетинговая служба несет ответственность за планирование и реализацию маркетинговой деятельности организации. Основными направлениями деятельности службы маркетинга выступают:
- анализ рынка и проведение маркетинговых исследований;
- формирование ценовой политики;
- обеспечение сбыты товаров и услуг компании;
- создание условий для обеспечения конкурентоспособности бизнеса;
- налаживание партнерских отношений с клиентами;
- совершенствование маркетинговой политики компании в целом и пр.
В большинстве случаев основной акцент в деятельности маркетинговой службы делается на осуществление маркетинговых функций по потребностям компании и сферу продукта. В настоящее время эксперты выделяют несколько вариантов структурного построения служб маркетинга на предприятии (по продуктам, по функциям, по рынкам и потребителям, по функциями и рынкам, по функциям и продуктам). Какой из них выбрать каждая фирма решает для себя самостоятельно.
Функциональное предназначение маркетинговой службы
В процессе своего функционирования маркетинговая служба предприятия выполняет множество функций. Основные из них в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Базовые функции служб маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Одной из определяющих функций любой маркетинговой службы выступает функция аналитического порядка. Она предполагает необходимость комплексного изучения рынка и всех его составляющих (в первую очередь, потребителей и конкурентов). Именно на основе собранной из первичных и вторичных источников информации и ее анализе принимаются все маркетинговые решения. В процессе изучения рынка служба маркетинга исследует и анализирует основные его показатели, такие как конъюнктура и емкость рынка, конкурентная среда и пр., оценивает и прогнозирует спрос, изучает потребителей и конкурентов, проводит сегментацию рынка, определяет ключевые факторы успеха и основы позиционирования и т.п.
Не менее важными функциями маркетинговой службы выступает разработка товарной (продуктовой) и определение ценовой политик предприятия. В целях формирования товарной политики служба маркетинга занимается разработкой продуктовых линеек и планирования товарного ассортимента, оценкой и повышением уровня конкурентоспособности выпускаемой фирмой продукции, развитием марочной политики и сервисного обслуживания. В основе определения ценовой политики лежит выбор ценовой ориентации и разработка системы стимулирующих цен.
Еще одной важной функцией службы маркетинга выступает построение распределительной сети и выбор методов реализации товарной продукции. В целях ее реализации служба маркетинга занимается формированием наиболее эффективных каналов распределения, анализирует и прогнозирует объемы и структуру продаж, осуществляет подбор торговых посредников, а также разрабатывает формы и методы реализации товаров и услуг, производимых компанией.
Наконец, маркетинговая служба отвечает за развитие коммуникативных связей компании с рынком. В частности, речь идет о подготовке маркетинговых обоснований проведения различных рекламных кампаний и PR-акций, организации демонстрационно-выставочных мероприятий, формировании положительного имиджа компании и разработке инструментария стимулирования всех участников торговой цепи.
В общих чертах функции службы маркетинга могут быть сведены к комплексному исследованию товарного рынка, планирование новых и улучшению уже выпускаемых продуктов, управлению ценой и товародвижением, организации и стимулированию сбыта, формированию спроса.
Цели и задачи маркетинговой службы
Маркетинговая служба в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, а также приказами, указаниями и утвержденными высшим руководством планами работ. Ее работа направлена на гибкое приспособление всей хозяйственной деятельности организации к изменениям, постоянно происходящим на рынке, а также обеспечение ее общей эффективности . В процессе своего функционирования маркетинговая служба преследует определённые цели и решает задачи, им соответствующие. Так или иначе, все они направлены на достижение общий целей фирмы.
Общей целью маркетинговой службы считается разработка рекомендаций по формированию и проведению производственно-сбытовой политики, а также координация деятельности в этой сфере всех прочих подразделений компании.
К числу обязательных задач маркетинговой службы относятся:
- осуществление сбора, обработки и анализа информации о рынке, его участниках, а также спросе на товары и услуги фирмы;
- подготовка данных, лежащих в основе принятия решений касательно эффективного использования финансового, производственного, сбытового и иного потенциала фирмы согласно требованиям рынка;
- активное воздействие на формирование спроса и стимулирование сбыта.
В целом задачи маркетинговой службы вытекают из функций, ей приписываемых. Помимо прочего они могут касаться оперативного информационного обеспечения маркетинговой деятельности фирмы и ее подразделения, выработке рекомендаций касательно установления контактов с внешними организациями и пр.