Понятие, цели и задачи медийного маркетинга
Современные теле- и радиокомпании используют в своей деятельности средства и инструменты маркетинга для собственного продвижения. Медиа ресурсы конкурируют между собой, растет число теле- и радиоканалов и значение популярности медийного бренда. Это привело к появлению медийного маркетинга или медиамаркетинга
Существует два подхода к понятию медийного маркетинга. Первый вариант заключается в продвижении товаров и услуг через средства массовой информации. Второй – это совокупность мер, которые направлены на раскрутку самих СМИ на медиарынке.
Не следует отождествлять продвижение средств массовых информации и медиамаркетинг, так как продвижение СМИ является одним из компонентов медийного маркетинга.
Под медийным маркетингом понимают маркетинг, который основан на применении средств массовой информации.
Медиамаркетингом обозначается определённый рекламный материал, который отображается на экране. Для этого используется средства Интернет. Реклама представляется в виде текстовых ссылок, изображений, видео или анимации на различных электронных устройствах: компьютер, мобильные устройства.
Кроме этого медийный маркетинг можно идентифицировать как онлайн-рекламу с графическими баннерами. Поэтому часто этот термин заменяют медийной рекламой, онлайн или интернет рекламой, а также баннерной рекламой.
Ключевая цель медиамаркетинга – это получение и активное применение информации, которая необходима для оптимизации производственного процесса и продвижения товаров и услуг на медиарынок для удовлетворения потребностей целевой аудитории.
Основными направлениями медийного маркетинга являются:
- получение данных о территории распространения средств массовой информации;
- получение информации для определения места СМИ на медиарынке в конкретном регионе распространения;
- исследование потенциальных потребителей СМИ.
Медиамаркетинг предполагает применение инструментов маркетинга для анализа текущей ситуации на рынке, позиций компании и ее продукции, определение конкурентных преимуществ, анализ деятельности конкурирующих предприятий, а также более глубокой оценки поведения потребителей и определения портрета пользователя или читателя.
Элементы медиамаркетинга
В состав или комплекс медийного маркетинга входят следующие элементы:
- изучение целевой аудитории средств массовой информации;
- внутренняя и внешняя реклама (продвижение медийного продукта);
- передача, логистика и распределение СМИ;
- взаимоотношения с рекламодателями;
- отношения с потребителями информации (пользователи, читатели, зрители или слушатели);
- дизайн и внешний вид СМИ;
- оценка ситуации на рынке и конкуренции;
- сбор данных о предпочтениях и запросах потребителей;
- совершенствование медиапродукта.
Медийный продукт – это не только средства массовой информации в целом (пресса, радио, TV), но и отдельные его компоненты (теле или радиопередачи, специальные выпуски, статьи, сериалы, интернет-сайты средств массовой информации и мобильные приложения).
Если рассматривать медиамаркетинг как вид маркетинг, то в его состав входят те же элементы: продукт, цена, место и продвижение. В структуру маркетинга добавляется и пятый компонент – люди (people). Это говорит о том, что медийный маркетинг ориентирован на определенную целевую аудиторию, для которой предназначен медиапродукт.
Особенности медийного маркетинга
По сравнению с маркетингом продаж или рекламным маркетингом медиамаркетинг ставит цель не просто раскрутить товар или услугу, а создать и постоянно поддерживать эффективный онлайн контакт с потребителем.
Характеристики медийного маркетинга:
- отсутствие необходимости в больших денежных вложениях;
- постоянный мониторинг изменений в сообществах, сервисах и других средств для размещения рекламы;
- потребители считаю медиа маркетинг спамом, что снижает скорость распространения рекламных материалов;
- отсутствие гарантии в получении быстрых результатов, необходимо построить доверительные отношения с потенциальными покупателями;
- необходима определенная подготовка к внедрению медиамаркетинга;
- использование программ для оценки эффективности социальной медиа кампании.
Медийный маркетинг имеет определенную специфику. Работа в сфере СМИ и со СМИ – это работа в информационном поле, с большим объемом данных. Но и в этой области можно применять традиционные технологии и методы маркетинга.
Менеджер по медиамаркетингу должен хорошо ориентироваться в быстро меняющемся рынке СМИ, прогнозировать изменения и быть стрессоустойчивым. Медиамаркетолог обязан иметь широкий кругозор, эрудицию и разбираться не только в маркетинге, но и журналистике, PR, социологии и иметь опыт работы в СМИ. Преимуществом является аналитический склад ума и умение работать с людьми и в команде.
Маркетинг в социальных медиа
Продвижение с помощью социальных медиа или социальных сетей набирает обороты в последнее время. Многие скептически относятся к такому виду маркетинга, считая это не способом продвижения продукции, а неким инструментом для развлечений. Но социальные медиа позволяют привлечь клиентов и повысить продажи компаний.
SMM (Social Media Marketing) или маркетинг в социальных медиа — это продвижение товаров и услуг в социальных сетях.
Маркетинг социальных медиа – это эффективный инструмент привлечения посетителей на сайт социальных сетей, сообществ, форумов или блогов.
Социальные медиа являются современным средством взаимодействия с потребителями. В отличие с телеаудиторией, пользователи социальных сетей более активны. Они могут не только совершать покупки, но и комментировать, оставлять различные отзывы. Главное преимущество социальных медиа – это наличие обратной связи.
Основными задачами маркетинга в социальных медиа являются:
- привлечение дополнительного трафика на сайт, новых покупателей в интернет-магазины;
- завоевание лояльности потребителей, которые становятся друзьями в социальных сетях;
- повышение узнаваемости бренда и компании;
- повышение репутации и имиджа компании в глазах клиентов (доверительные отношения складываются благодаря дружеской переписке с потребителями, ответов на все вопросы и оказания любой помощи);
- осуществление непосредственно продаж товаров или услуг.
Маркетинг в социальных медиа применяют и крупный, и малый бизнес. Это эффективный инструмент продвижения компании, товара, бренда и формирования взаимовыгодных отношений с клиентами.