Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ конкурентного положения для ежегодного планового маркетингового контроля

Сущность анализа конкурентного положения для ежегодного планового маркетингового контроля

Определение 1

Анализ конкурентного положения для ежегодного планового маркетингового контроля – это процесс оценки общего уровня конкурентоспособности бизнеса в сравнении с рыночными конкурентами на регулярной основе осуществляемый силами маркетинговой службы фирмы.

По большому счету анализ конкурентного положения включает в себя совокупность инструментов, позволяющих изучить и понять цели фирм-конкурентов и определить сильные и слабые места компании относительно них. Центральным понятием подобного рода анализа выступает конкурентоспособность.

Под конкурентоспособностью понимается способность фирмы удовлетворять потребности рынка лучше, чем конкуренты. В сущности, она состоит из двух базовых характеристик – способности конкурировать с другими фирмами в условиях рынка и свойства субъектов и результатов конкурентных отношений. Понятие конкурентоспособности всегда относительное, поэтому произвести ее анализ и оценку можно лишь в сравнении с конкурентами.

Конкурентное положение фирмы определяется множеством факторов. Часть из них зависит от компании, а часть не поддается контролю с ее стороны. В соответствии с этим факторы, определяющие конкурентоспособность фирмы и ее конкурентное положение в условиях рынка, делятся на внешние и внутренние. Чаще всего анализу подвергаются факторы внутренней среды.

В основе конкурентного положения лежит ряд потенциалов хозяйствующего субъекта, формирующих его конкурентоспособность. К ним относятся:

  • ресурсный потенциал;
  • творческий потенциал;
  • рыночный потенциал;
  • инновационный потенциал;
  • маркетинговый потенциал.
Замечание 1

Анализ выше названных потенциалов позволяет произвести оценку способности компании к конкурентной борьбе за рынки сбыта.

Анализ конкурентного положения неизменно предполагает необходимость оценки конкурентоспособности продукции, производимой фирмой. В общем смысле под ней понимают такую характеристику продукции, которая отражает ее отличия от товаров конкурирующих фирм. В основе оценки конкурентоспособности продукции лежит исследование потребностей покупателей и требований, предъявляемых к ней со стороны рынка. В целях выявления возможных причин, вызывающих снижение конкурентоспособности продукции, проводится анализ качества, цены, технологии изготовления и иных параметров.

«Анализ конкурентного положения для ежегодного планового маркетингового контроля» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

По результатам проведения конкурентного анализа разрабатываются меры по укреплению рыночной конкурентоспособности предприятия.

Способы проведения анализа конкурентного положения для ежегодного планового маркетингового контроля

В настоящее время единого общепринятого способа проведения анализа конкурентного положения для ежегодного планового маркетингового контроля не существует. В большинстве случаев проводится стратегический маркетинговый анализ внешней и внутренней среды, оцениваются конкурентные преимущества фирмы и ее положение в условиях рынка. Для этого может быть построен конкурентный профиль организации и ее рыночных конкурентов.

Так или иначе, в основе конкурентного анализа, проводимого в рамках ежегодного планового контроля маркетинга, лежит выбор расчет и оценка тех или иных показателей, характеризующих стратегически важные сфер хозяйствования, и их сравнение с аналогичными показателями фирм-конкурентов. Подобные показатели могут затрагивать различные сферы деятельности фирмы – производственную, финансовую, маркетинговую и т.п., а сам анализ носит комплексный характер.

Проведение конкурентного анализа предполагает необходимость изучения, анализа и оценки следующих позиций:

  • текущая позиция фирмы;
  • анализ ключевых рыночных сегментов;
  • рыночное позиционирование;
  • оценка степени дифференциации от конкурентов;
  • продуктовый портфель;
  • продвижение и распределение.
Замечание 2

Результатом проведения подобного рода оценок становится определение рыночных позиций бизнеса по отношению к конкурентам, а также выявление перспективных рыночных ниш.

Проведение анализа конкурентного положения и его результаты служат основой сравнения результатов деятельности компании с показателями деятельности фирм-конкурентов. К числу показателей, наиболее часто используемых при подобной оценке, относятся удельные веса компании и ее рыночных конкурентов в общем объеме сбыта.

Инструментальная основа проведения анализа конкурентного положения для ежегодного планового маркетингового контроля

Инструментальную основу проведения анализа конкурентного положения составляют методы стратегического маркетингового анализа внешней и внутренней среды. К их числу относятся PEST-анализ и различные его разновидности, анализ конкурентных сил М. Портера, SWOT- и SNW- анализ, портфельный анализ и пр. Особая роль при этом отводится изучению сильных и слабых сторон бизнеса.

В процессе проведения конкурентного анализа деятельности компании следует учитывать, что структура конкурентной среды состоит из пяти групп участников. К ним относятся конкурирующие на рынке компании, покупатели, поставщики, товаропроизводители и потенциальные конкуренты (рисунок 1).

Структура конкурентной среды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Структура конкурентной среды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Исходя из структуры конкурентной среды, определяется рыночная доля и уровень прибыли бизнеса. Определяются они тем, насколько эффективно фирма противодействует основным конкурентным силам, а именно:

  • конкурентами, проникающими в отрасль и реализующим подобные товары;
  • конкурентам, уже закрепившимся на рынке;
  • угрозе со стороны товаров-заменителей;
  • воздействию со стороны потребителей;
  • воздействию со стороны поставщиков.

Не менее важную роль играет портфельный анализ, основанный на матричных методах, включающих в себя матрицу БГК, Мак-Кинзи, Ансоффа и др.

Конечной целью использования существующего инструментария маркетингового анализа выступает выделение совокупности конкурентных преимуществ бизнеса, его сравнение с рыночными аналогами и определение рыночных позиций. Конкурентное положение характеристика динамичная и непостоянная, поэтому его анализ должен проводиться на постоянной (регулярной) основе.

Дата написания статьи: 24.06.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot