Понятие и сущность туристского продукта
Туристский продукт – это комплекс услуг, образующих тур (туристскую поездку) или имеющих непосредственного отношение к нему.
В общем смысле к категории туристского продукта могут быть отнесены любые услуги, удовлетворяющие те или иные потребности туристов и подлежащие оплате с их стороны. Туристский продукт обладает практически всеми свойствами услуг – неосязаемость, неотделимостью от места оказания услуг, неспособностью к хранению, непостоянством качества и пр.
В условиях рынка туристский продукт выступает объектом купли-продажи. Его реализация служит основным источником дохода организаций туристической отрасли. Помимо непосредственно турфирм и турагентств к ним относятся организации общественного питания, средства размещения, транспортные компании, экскурсионные бюро и пр. Спрос на туристические услуги в современном мире довольно высок, люди путешествуют все чаще. Сам рынок обладает высоким потенциалом развития. Вместе с тем на рынке турпродуктов высока и конкуренция. Все это обуславливает необходимость развития маркетинговой составляющей в производстве и реализации туристских продуктов.
Сегодня туристский продукт выступает объектом маркетинговых исследований. При этом, обладая общими характеристиками услуг, ему присущи свои отличительные особенности:
- для предложения туристских услуг характерно негибкое производство;
- потребителям приходится преодолевать определенные расстояния, отделяющие турпродукт от места его потребления;
- турпродукт подвержен сезонным колебаниям спроса, кроме того, он зависит от таких переменных, как время и пространство;
- спрос на турпродукты крайне эластичен по отношению к ценам и уровню потребительского дохода, но в то же время зависит от социальных и политических условий;
- оценка качества турпродукта отличается высокой степенью субъективности, а само качество подвержено влияния факторов форс-мажорного характера.
Все эти особенности оказывают определенное влияние на характер маркетинговых решений, принимаемых туристскими организациями. Также их следует учитывать при проведении маркетинговых исследований и интерпретации их результатов.
Специфика маркетинговых исследований туристского продукта
Маркетинговое исследование представляет собой одну из форм популярных сегодня бизнес-исследований, основанную на процедурах сбора, обработки и анализа информации о рынке и его составляющих. Основополагающей целью его проведения выступает обеспечение точности и обоснованности принятия управленческих решений и снижение степени неопределенности, к которой они связаны.
В сфере туристического маркетинга маркетинговые исследования выступают одним из основных источников анализа внешней среды маркетинга, изучения рынка и оценки перспектив его развития. Они могут проводиться по разным направлениям. В отношении туристского продукта маркетинговые исследования условно подразделяются на две категории:
- исследование нового турпродукта;
- исследование уже предлагаемого рынку турпродукта.
В первом случае маркетинговые исследования проводятся с целью оценки целесообразности и эффективности производства нового турпродукта, а во втором случае – с целью оценки уже предлагаемого рынку продукта.
Обычно маркетинговые исследования туристского продукта основаны на анализе первичной и вторичной информации. В соответствии с этим их подразделяют на полевые и кабинетные. Приоритет обычно отдается первым, поскольку они являются наиболее информативными. Полевые исследования основаны на проведении различного рода опросов, интервью и наблюдений. Кабинетные исследования предполагают анализ уже кем-либо собранных данных о рынке и его участниках (продуктах).
Основы проведения маркетинговых исследований в отношении уже предлагаемого туристского продукта
Чаще всего на практике можно встретить проведение маркетинговых исследований в отношении уже предлагаемого рынку (реально существующего, а не планируемого к выпуску) туристского продукта. Их основной целью, как правило, выступает оценка соответствия производимого фирмой турпродукта потребностям и ожиданиям рынка. Кроме того, анализу подвергается степень удовлетворенности потребителей существующим туристским продуктом.
Проведение маркетингового исследования турпродукта предполагает необходимость последовательного прохождения определенных этапов. Основные из них в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные направления маркетингового исследования турпродукта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Прежде чем приступить к проведению маркетингового исследования в отношении какого бы то ни было туристского продукта, следует сначала определить проблематику исследования и сформулировать его цели. Только после этого можно приступать непосредственно к самому проведению исследования.
Обычно в рамках проведения маркетинговых исследований турпродукта сначала определяется отношение потребителей к исследуемой марке туристского продукта. Для этого изучается степени известности самой компании, этот турпродукт производящей. Основополагающей целью проведения подобного рода исследования выступает определение степени осознания потребителями существования турпродукта определенной марки. Связь между маркой и категорией турпродукта, к которой она принадлежит определяется его популярностью. Для ее оценки обычно проводится анкетирование потребителей.
Следующим шагом в проведении маркетингового исследования выступает изучение и анализ потребительских мнений о туристском продукте. В частности, речь идет об определении того, насколько исследуемый турпродукт соответствует требованиям рынка и потребителей. Таким образом, производится оценка адекватности турпродукта.
Далее производится сегментирование рынка, отдельному изучению подвергаются те группы потребителей, которые наиболее часто приобретают или проявляют интерес к исследуемому турпродукту. Таким образом, оценке подвергается степень лояльности к туристическому продукту и удовлетворенности потребителей им.
Практика показывает, что основу маркетинговых исследований предлагаемых туристских продуктов обычно составляет изучение мнения потребителей, а также работников торговых сетей и сервисных служб.