Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Организация маркетингового исследования рынка

Все предметы / Маркетинг / Маркетинговые исследования / Организация маркетингового исследования рынка

Процесс проведения маркетингового исследования

Любая компания, чтобы понять своих клиентов, конкурентов, контрагентов, проводит маркетинговые исследования. Даже некоммерческие структуры изучают рынок. Многие осуществляют исследования своими силами, кто-то обращается за помощью в специализированные агентства.

Определение 1

Процесс проведения маркетингового исследования – это комплекс мероприятий, которые последовательно выполняются и направлены на обеспечение лиц, которые принимают решения, необходимой маркетинговой информацией.

Оно включает в себя несколько этапов (по Г. Черчиллю):

  • определение проблемы;
  • выбор проекта исследования;
  • определение метода сбора данных;
  • разработка форм для сбора данных в ходе проведения опроса и наблюдения;
  • проектирование выборки;
  • непосредственно сбор информации;
  • оценка и интерпретация полученных данных;
  • составление отчета о проделанной работе и предоставление результатов заказчику.

Голубков Е.П. некоторые этапы объединил в группы:

  1. определение проблемы и целей исследования (определение потребности в маркетинговом исследовании, проблемы и постановка целей);
  2. разработка плана исследования (выбор методов исследования, источников получения информации, методов сбора данных, оставление форм для сбора информации и расчет объема выборки);
  3. реализация плана исследования (сбор информации и ее анализ);
  4. объяснение полученных результатов, составление отчета и подготовка его презентации.

Типовой процесс маркетингового исследования состоит из двух фаз: фаза подготовки исследования и фаза его реализации.

В первую фазу входит:

  • планирование элементов всего процесса исследования: цели, задачи, методы сбора данных, объекты и субъекты;
  • составление дальнейших планов, а именно анализ и представление информации пользователям.

Вторая фаза включает:

  • непосредственная реализация плана маркетингового исследования;
  • получение данных от респондентов и их представление.

В результате 2-х фаз осуществляется подготовка и передача отчета заказчику исследования.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные методы сбора данных

На этапе выбора способов сбора данных необходимо определить:

  1. где компания будет проводить поиск информации (внутренняя и внешняя вторичная информация или первичные данные);
  2. как будет ее собирать (какими методами).

Выделяют три метода сбора данных:

  • опрос;
  • наблюдение;
  • эксперимент.

В общем виде выделяют следующие методы сбора данных, которые относятся к определенному проекту маркетингового исследования.

Методы сбора данных в ходе проведения маркетингового исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Методы сбора данных в ходе проведения маркетингового исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Под качественным исследованием понимают неструктурированный разведочный метод исследования, который производится на небольшой выборке, а также позволяющий разобраться в проблеме маркетингового исследования.

В рамках проведения количественного исследования осуществляется сбор первичной информации в количественной форме, которая анализируется с помощью методов статистического анализа.

Поисковое или разведочное исследование является качественным исследованием. Это проект исследования, которое заключается в рождении идей и сборе данных, которые способствуют понять маркетинговую проблему. В состав поискового исследования входят следующие методы сбора данных:

  1. работа с литературой (статистические сборники, экономические и иные издания, монографии и учебники);
  2. анализ избранных случаев (изучение отобранных примеров изучаемого явления, проведение интервью с респондентами, которое обладают определенной информацией);
  3. экспертные опросы (интервью со специалистами, компетентными в предмете исследования);
  4. фокус-группы (собеседование, которое проводится с небольшим количеством (6-12) и направленно на обсуждение определенной проблемы).

Дескриптивное исследование – маркетинговое исследование, которое направлено на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков.

В отличие от предыдущего вида маркетингового исследования описательно предусматривает сбор первичной информации. Основными методами сбора данных в этом случае являются опрос и наблюдение.

Опрос – это получение первичных данных непосредственно от респондентов. Различают такие виды опросов, как анкетирование, проведение интервью по телефону, устный опрос и по электронной почте.

Наблюдение предусматривает сбор данных путем изучения поведения людей в различных ситуациях. Оно бывает скрытым, открытым, с использование технических средств фиксации.

Каузальное исследование – это исследование, которое проводится для проверки гипотез относительно причинно-следственных отношений. Основной метод сбора данных является эксперимент. Он бывает лабораторным и полевым (в реальных условиях).

Способы организации маркетингового исследования

Организация маркетингового исследования может проводится:

  • силами самой компанией;
  • путем создания специальной группы (она может работать постоянно ли создаваться только на период исследования)
  • путем привлечения специализированных компаний, маркетинговых или рекламных агентства (занимаются проведением маркетинговых исследований).

Последний вариант выбирают многие компании, но в основном это представители крупного бизнеса или только начинающие предприниматели (для снижения рисков).

Преимущества организации маркетинговых исследований самостоятельно (с помощью специалистов компании или маркетинговой службы):

  1. низкая стоимость (входит в основные обязанности сотрудников маркетингового отдела, которые работают на окладе);
  2. дополнительной мотивации персонала не требуется (работники заинтересованы в своей работе, чтобы не потерять место);
  3. быстрая организация;
  4. участие заказчика в проведении и контроле.
Замечание 1

Основными минусами проведения исследований своими силами являются необходимость постоянного контроля за качеством собираемой информации, проведения тренингов и обучающих семинаров, помимо того, сотрудники не всегда обладают достаточной компетентностью в вопросах маркетинговых исследований

Плюсы обращения в специализированные агентства:

  • такие фирмы имеют большой опыт проведения различных исследований, гарантируют качество работ;
  • сотрудники агентств имеют специальную подготовку и навыки исследовательской работы;
  • постоянный процесс обучения и повышения квалификации;
  • быстрота проведения исследования.

Основными недостатками считаются высокий ценник на услуги агентств, а также отсутствия контроля со стороны заказчика, который не может участвовать в процессе сбора данных.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анастасия Александровна Урядина

Эксперт по предмету «Маркетинг»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис